Настройки отображения
Параметры шрифта
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Директор колледжа Е.В. Сартакова приняла участие во Всероссийском Форуме СПО
28.08.2426-27 августа в Калуге состоялся Всероссийский Форум СПО «Создаем будущее своими руками». Это крупнейшее событие в сфере среднего профессионального образования, которое призвано стать ключевой платформой для взаимодействия представителей органов власти, бизнес-сообщества, образовательных организаций и экспертов в сфере образования.
В мероприятии приняла участие вице-президент Союза директоров ССУЗов России, председатель Федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 18.00.00 «Химические технологии», директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева Елена Владимировна Сартакова.
В работе форума приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, реального сектора экономики, профессиональных объединений и образовательных организаций системы СПО, а также студенты системы СПО — победители и призёры соревнований Всероссийского чемпионатного движения и амбассадоры федерального проекта «Профессионалитет».
Почётным гостем форума стал первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев. Выступая на пленарном заседании, он отметил востребованность среднего профессионального образования и рассказал, что 60% выпускников 9-х классов для продолжения своего образовательного пути выбирают колледжи и техникумы. Заместитель министра также подчеркнул, что форум станет хорошей площадкой для открытого диалога и сотрудничества.
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?vi=1&start=80#sigProGalleriab4a75cd176
Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева подписал соглашение о вступлении в ассоциацию по СКИФ
28.08.24В ходе первого дня работы форума «Технопром-2024» состоялась церемония подписания соглашений о вступлении в межвузовский консорциум по взаимодействию с Центром коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» Института катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук.
На момент подписания в консорциум вошли 23 участника, в числе которых Правительство Новосибирской области, ЦКП «СКИФ», Академия наук Республики Башкортостан, 17 вузов, а также учреждения общего и профессионального образования: Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева, Инженерный лицей Новосибирского государственного технического университета, Биотехнологический лицей № 21.
Губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников напомнил, что создание синхротрона поколения 4+ было заложено в 2018 году в проект развития Новосибирского научного центра в рамках программы «Академгородок 2.0».
Участники консорциума объединяют усилия с целью научного сотрудничества, обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов для российских установок класса «мегасайенс», повышения престижа естественно-научных дисциплин среди школьников российских регионов, обеспечения научно-технологического лидерства Российской Федерации в сфере исследований с использованием синхротронного излучения.
«Уже на данном этапе образование, индустрия, наука и государство должны объединить усилия для развития и трансфера компетенций и технологий в сфере исследований с использованием синхротронного излучения. Такая высокотехнологичная установка как СКИФ требует организацию усиленной подготовки кадров и формирование запросов индустрии. Очень важно разработать алгоритм действий, совместно с научными сотрудниками сформировать образовательные программы с акцентом на исследовательскую и инновационную деятельность молодежи, организовать серию стажировок для студентов и старшеклассников инженерных классов для постепенного знакомства с ЦКП «СКИФ», – прокомментировал министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев.
29 августа в рамках форума «Технопром-2024» состоится стратегическая сессия «Разработка дорожной карты межвузовского консорциума по взаимодействию с ЦКП «СКИФ».
Для справки:
Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» - проект класса «мегасайенс» с синхротроном поколения 4+, который строится в новосибирском наукограде Кольцово в рамках нацпроекта «Наука и университеты». ЦКП «СКИФ» представляет собой комплекс из 34 зданий и сооружений, а также инженерного и технологического оборудования, обеспечивающий выполнение научных исследований на пучках синхротронного излучения (СИ). Генеральным конструктором и изготовителем оборудования ускорительного комплекса ЦКП «СКИФ» выступает Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. Сибирский кольцевой источник фотонов создаётся в рамках национального проекта «Наука и университеты» для развития современной сети источников синхротронного излучения нового поколения в России. На установке будут проводить исследования с яркими и интенсивными пучками рентгеновского излучения в области химии, физики, материаловедения, биологии, геологии, гуманитарных наук.
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?vi=1&start=80#sigProGalleria0cbfa71093
Менделеевцы принимают участие в мероприятиях «Технопрома»
28.08.24В Новосибирской области начал работу XI Международный форум технологического развития «Технопром-2024». В этом году ключевая тема «Технопрома» – «Наука и технологии – основа социально-экономического и пространственного развития России».
За четыре дня работы форума будут отмечены лучшие практики трансфера технологий в реальный сектор экономики, презентованы комплексные государственные региональные программы НТР, а также представлены уникальные научные разработки.
27 августа форум посетили студенты группы 09.07.12р специальности «Информационные системы и программирование» с преподавателем специальных дисциплин Ольгой Викторовной Чубриковой. Менделеевцы с большим интересом приняли участие в круглом столе «Искусственный интеллект и интернет вещей» в рамках Дня искусственного интеллекта с Министерством цифрового развития и связи Новосибирской области, где обсуждались основные тенденции развития Интернета вещей, безопасность при использовании Интернета вещей и искусственного интеллекта.
Ребята внимательно прослушали питч-сессию «Создание условий, благоприятствующих для разработки, апробации и внедрения инструментов ИИ в Новосибирской области», а также стали болельщиками и пожелали удачи и победы нашей команде во Всероссийской олимпиаде по 3D-технологиям в направлении «Наставничество» на Кубок Губернатора Новосибирской области.
Для справки:«Технопром» – эффективная площадка для обсуждения актуальных вопросов научно-технологического развития регионов страны. В Форуме по традиции участвуют представители научных организаций, ведущих технологических корпораций и компаний, органов государственной власти, а также иностранные делегации. Организаторы форума, который начал работу на площадке МВК «Новосибирск Экспоцентр»: Правительство России, Правительство Новосибирской области, СО РАН и НГУ.
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?vi=1&start=80#sigProGalleria31f953b372
Менделеевцы в действии: поддержка строительства Сибирского Кольцевого Источника Фотонов
06.08.24Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?vi=1&start=80#sigProGalleria6a0acc674f
Обучающееся нашего колледжа выехали со студотрядом для работы в Крыму в летний сезон
05.08.24В этом году студентки специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Дарья Скорина и Екатерина Хрестина отправились в стройных рядах молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» на работу в курортную зону у Черного моря.
Набор проводился в направлении сервиса и обслуживания, участники предварительно посещали занятия, в ходе которых их познакомили с теоретической и практической базой будущей работы.
Участников вовлекают в разные направления деятельности студенческих отрядов, чтобы они, вернувшись с трудового семестра, рассказали и другой молодежи, что такая возможность есть.
Пожелаем нашим девушкам узнать законы взаимовыручки, трудолюбия и товарищества, которыми так славятся студенческие трудовые отряды.
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?vi=1&start=80#sigProGalleria15f9e21922
Студенты специальности Товароведение востребованы во многих областях
05.08.24Как показывает многолетняя практика, обучающиеся по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» востребованы не только в своем сегменте рынка, но и в областях, которые на первый взгляд кажутся совершенно не связанными с выбранной профессией.
Обеспечение стабильности качества и безопасности продукции является главной задачей современных предприятий.
Сегодня внедрённые на отечественных предприятиях новейшие системы контроля качества производства товаров и оказания услуг являются основополагающей компонентой современной экономики России.
Качество товаров и услуг в современной жизни становится необходимым условием успешной деятельности как любого предприятия, так и любой организации.
Выпускники специальности успешно реализуют полученные навыки и компетенции не только в сфере торговли, но и в других отраслях экономики, работая контролерами качества, лаборантами химического анализа и бухгалтерами.
Наши выпускники не забывают нас даже после окончания колледжа и с удовольствием приходят к нам в гости, рассказывая о своих достижениях и заслугах.
В июне к нам приходили выпускники 2023 года.
Полина Немцева работает в ювелирной сети SunLight.
«Я нисколько не жалею о выбранной профессии. Я очень хорошо зарабатываю и могу себе позволить дорогие вещи и путешествия».
Настя Дзюба работает в книжном магазине «Книгозор».
«Я всегда мечтала быть поближе к книгам. Я смогла осуществить свою мечту».
Данил Беспятых работает на оборонном предприятии нашего города бухгалтером.
«Благодаря тому, что в колледже помимо основной специальности можно получить дополнительное образование, я не прогадал, выбрав «Бухгалтерский учет».
Мы очень рады что у наших выпускников в жизни все получается. Желаем вам карьерного роста и дальнейших успехов! Всегда ждем вас в гости!
С гордостью отмечаем успехи наших выпускников!
05.08.24Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Выпускники специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)» проходили производственную и преддипломную практики на крупнейших предприятиях оборонно-промышленных комплексов нашего города.
Перед ребятами стояла сложная задача в проведение контроля качества продукции на разных этапах производства.
Кондрин Егор проходил практику на АО «Новосибирский приборостроительный завод».
– Я устроился на предприятие в рамках обеспечения летней занятости студентов, будучи студентом 3 курса. В мои обязанности входило проведение контроля качества приборов ночного виденья. В сентябре принял решение остаться на предприятии на практику. Во время прохождения практики я работал в ОТК, после окончания обучения и вручения диплома остался работать на предприятии.
– Меня зовут Симонова Анна Алексеевна, я выпускница группы 27.07.10 специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)».
Производственную и преддипломную практику я проходила на предприятии ПАО “ОАК”- НАЗ им. В.П. Чкалова.
Главными задачами предприятия являются:
-производство истребителя-бомбардировщика Су-34;
-модернизация фронтового бомбардировщика Су-24М;
-участие в программе создания боевого авиационного комплекса 5-го поколения;
-проект С-70 «Охотник».
Производственная практика является одним из основных условий закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков по их применению. В ходе производственной практики я ознакомилась с нормативно-правовой документацией, научилась разрабатывать новые технические задания, а также проверять детали на соответствие размеров с припусками.
Кроме того, я научилась проводить работы по доработке оснастки, разработки брак-карт и маршрутных карт.
В ходе написания дипломного проекта я изучила поэтапный контроль качества алюминиевых заготовок, а также выпуск отливок из литейного цеха, соответствующих техническим условиям КД и НТД, правильную организацию контроля по ходу технологического процесса, правильность и своевременность оформление документации, удостоверяющей качество отливок.
Мой дипломный проект заслужил высокую оценку у экспертной комиссии.
– Меня зовут Прямушко Валентина Витальевна, я выпускница группы 27.07.10. специальности 27.02.07. Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям).
Производственную и преддипломную практику я проходила на Новосибирском приборостроительный заводе, где продолжаю работать в настоящее время. Главная задача данного предприятия - бесперебойная поставка оптических приборов и оборудования и постоянное повышение качества выпускаемой продукции.
В ходе производственной практики я ознакомилась с производством оптических приборов и освоила методы контроля качества оптических деталей.
Помимо этого, я научилась проводить контроль оптических деталей и приборов.
В процессе создания выпускной квалификационной работы я изучила организацию проведения контроля качества оптических деталей после операции полирование и шлифование, в частности для плосковыпуклых линз. Контроль качества состоял из двух этапов: проверка параметров толщины и контроль чистоты поверхностей с за данным 5 классом чистоты. В результате проведения контроля были зафиксированы дефекты, с которыми детали не подлежат дальнейшей эксплуатации и были отмечены в сопровождающий документах, а далее мастер участка отправил детали в изолятор брака.
Результаты работы показывают, что отклонения в технологическом процессе возникают и контроль помогает их выявить.
Мой дипломный проект заслужил высокую оценку у экспертной комиссии и был назван оной из трех «лучших работ».
Поздравляем ребят с окончанием колледжа и успешным выпуском. Это важное событие в их жизни. Ваш труд, усердие и стремление к знаниям принесли свои плоды, и теперь перед вами открываются новые горизонты и возможности. В добрый путь!
Наши выпускники-наша гордость
03.08.24Сегодня познакомим вас с Алексеем Воробьевым – выпускником 2018 года по специальности «Прикладная информатика».
- Расскажи, как сложилась твоя жизнь после выпуска?
- Все сложилось очень даже удачно. После выпуска из колледжа пошел в университет, обучение в котором прервалось на год из-за службы в армии, а после «дембеля» - продолжил учиться и работать программистом. Сейчас работаю разработчиком уже почти 4 года и на жизнь не жалуюсь. Успел поработать и в бигтехе и в стартапах, среди которых – Мира Лайн, Инномайт, стажировался в Сбере, Тинькоф. Ну и (смеется) – преподаю еще в колледже по совместительству.
- У тебя было очень насыщенное время после окончания колледжа. Расскажи пожалуйста подробнее о своей работе.
- Ахах, знаете в моих профессиональных кругах ходит такая шутка «Спроси у джависта чем он занимается на работе – он тебе будет полтора часа рассказывать об этом, а ты все равно ничего не поймешь». Ну а если быть серьезным – разрабатываю различные BI-системы, крупные сервисы для клиентов.
- Это очень круто! Ты устроился работать программистом сразу после окончания нашего колледжа? Расскажи о своем первом опыте.
- Это была веб-студия «Инномайт». По большому счету мы там выступали в качестве фрилансеров, разрабатывали небольшие сервисы для различного бизнеса, клепали сайты. Для меня это был первый опыт работы, который действительно очень много мне дал, хоть и стек технологий, который использовался в той студии сейчас и отличается от моего.
- Да, это же было давно. Технологии же очень быстро меняются.
- Да, глобально вы правы. Но в моем конкретном случае – дела обстоят несколько иначе. В 2018 году мне было просто важно работать и радоваться, что я могу написать приложение, за которое мне потом еще и заплатят. О том, как правильно развивать свою карьеру, о том, какой предметной областью хочу заниматься я тогда еще особо не задумывался, да и кто об этом задумывается в 18 то лет?! (смеется).
- А что конкретно для тебя изменилось? Или рынок как-то изменился? Почему ты решил поменять свой стек технологий?
- Ох, это длинная история. Если говорить кратко – я пошел служить в армию, и, волею судеб (и моего одногруппника с колледжа) я попал «хакером» в свою бригаду. В армии хакерами называют тех, кто работает в штабе за компьютером и пишет различные отчеты и выполняет какие-то сисадминские задачи по обслуживанию компьютеров и локальной сети в штабе. Собственно и я занимался примерно тем же. Отчеты там составляются в экселе. И их много, безумно много. И вот в какой-то момент я вспомнил – блин, я ж программист, значит могу на бэйсике написать себе скрипты, чтобы автоматически генерировать отчеты и экономить себе время. Написал, показал своему начальнику, меня похвалили. А потом как пошли задачи – «так, Воробей, напиши мне вот эту программу, напиши эту программу, протяни локальную сеть между этими компьютерами» и т.п. Было очень запарно, но в то же время очень интересно. В вопросах системного администрирования, кстати, очень пригодились навыки, которые получил в колледже – на парах у Сергея Вольдемаровича Гусева и Ольги Викторовны Чубриковой. А представьте, все задачи приходилось выполнять в рамках крайнего дефицита информации. Телефоном то с интернетом в армии пользоваться нельзя, официально нельзя (смеется). Поэтому приходилось напрягать свою память и вытаскивать информацию оттуда – как настраивать локальную сеть, как обжимать провода и т.д. Так вот за время службы в армии я побывал и сисадмином и программистом, программировал, кстати, на VisualBasic, на С++, писал стейтменты на SQL. А в последние мои полгода службы разыгрался коронавирус. ITспециалисты стали безумно востребованы и крупные компании по типу Сбера, Тинькоффа, Озона и Вайлдберрис хантили программистов чудовищными темпами. Я смотрел вакансии на сайтах этих компаний и видел, что по большей части набирают Javaразработчиков – ну и переучился.
- После армии быстро удалось найти работу?
- После армии я продолжил изучать JavaEE с сопутствующими технологиями. И где-то в течении полугода нашел.
- Сложно было первое время?
- В первое время на любом месте сложно, вне зависимости от стека и опыта. Приходится изучать новую предметную область, бизнес-процессы компании, архитектуру проекта.
- Знания, полученные в колледже помогли тебе по карьере?
- Конечно! Это бесспорный вопрос. Те, кто говорят что-то из серии «в университетах и колледжах не дают актуальные знания», «на работе все равно придется переучиваться» - говорят откровенный бред. Фундаментальные знания, которые дают в образовательных организациях – очень важны. Да, можно все изучить и самому. Но тогда вероятность возникновения пробелов в знаниях – гораздо выше.
- А как пришел преподавать?
- Мне всегда нравилось делиться знаниями. На работе, когда начал себя чувствовать уверено, когда получил свой первый грейд – начал просить руководство, чтобы меня назначали ментором для новичков – стажеров и джунов. Это интересно – наблюдать и помогать молодым ребятам прокачиваться в технологиях, адаптироваться в коллективе и, тем самым, повышать уровень своей команды разработки. В преподавание попал по счастливой случайности – принимал в качестве эксперта демонстрационный экзамен у выпускников колледжа и в шутку сказал Ольге Викторовне – берите меня преподавать. Через какое-то время она позвонила и предложила должность совместителя, мы определили учебную нагрузку и, как итог, уже два года преподаю у студентов, и решил остаться и на следующий год.
- Получается в преподавании?
- (Смеется). У студентов спросите. Работая с теми, кто действительно хочет и пытается получить хард скиллы, чтобы впоследствии применить их на реальной работе, реальном проекте, с реальными пользователями – мне работать интересно. Интересно делиться своим личным коммерческим опытом. Ну, а какой профит чувствуют студенты и насколько это им помогает – спросите у них самих.
- Что бы ты хотел поменять в структуре образования?
- Уххх, да много чего! Но я понимаю, что современное образование – это огромная бюрократическая машина, которая очень долго поворачивает. А если говорить в контексте нашего колледжа - то, что я хотел бы поменять сейчас и так меняется. Колледж начал сотрудничать со школой 21, отправляем туда студентов на несколько недель проходить отборочный интенсив – для них, я думаю, это очень полезно не только возможностью попасть в обучающий спринт, но и выстроить нетворкинг, который в дальнейшем очень помогает в карьере (например, я устраивался в большинство своих компаний на работу именно благодаря приглашениям туда от друзей/знакомых, уже работающих в компаниях). Колледж проводит на своей базе чемпионаты профессионального мастерства, где студентам дают решать реальные бизнес-кейсы компаний, участвует в хакатонах. Поэтому, в целом, все зависящее от колледжа – преподаватели и администрация делают, и делают это хорошо. А глобальные проблемы образования – оставим чиновникам, пусть они думают, как их исправить.
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?vi=1&start=80#sigProGalleria1e11198c16
Остров 2024
03.08.24В конце июня в Новосибирске состоялся проектно-образовательный интенсив «Остров 2024».
Проведение интенсива направлено на создание и развитие площадки для запуска новых технологических проектов и инициатив в сфере беспилотных авиационных систем, биотехнологий, качества жизни, формирования условий для выработки быстрых управленческих и технологичных решений, а также для подготовки региональных команд, представляющих свои проекты по сценариям применения в данных сферах, и дальнейшего их участия в федеральном проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2024» на острове Сахалин.
Преподаватели цикловой комиссии «Информационные системы и программирование» нашего колледжа 20 июня 2024 года посетили стадион ЛСК «Локомотив», где в рамках интенсива проходили соревнования по мастерству управления и применения беспилотников, была организована работа зоны симуляторов для обучения и тренировки полетов на беспилотном транспорте, лектория и интерактивных зон.
«Очень понравилось выступление роты Почетного караула и показательные выступления курсантов, которые показывали навыки владения боевыми приёмами» - поделилась своими впечатлениями с церемонии открытия Арина Павловна Вострикова.
«Дети-школьники сидят и программируют беспилотники, которые потом выполняют загруженное в них задание. А если что-то вдруг сломалось, то у ребят под рукой необходимы инструмент, у нас перед глазами они что-то паяли. Смотришь и радуешься, что дети это умеют и с удовольствием занимаются» – рассказывает запоминающиеся моменты Юрий Юрьевич Соломенный.
«Мы с Александром Федоровичем вместе проходили обучение по управлению БПЛА, но как управляют ребята на соревнованиях – это совсем другой уровень. Большие скорости, рядом соперники, которых надо опередить и не столкнуться с ними и воротами. Это очень захватывающе. Появилось еще большее желание заниматься беспилотными летательными аппаратами в нашем и колледже и уже на следующее мероприятие выставить своих участников и бороться за победу» – прокомментировал увиденное на соревнованиях по гонкам дронов Денис Алексеевич Кошелев, под молчаливое кивание Александра Федоровича Заушицына, который сожалел лишь о том, что не смог сам поучаствовать в соревнованиях. Но мы не расстраиваемся и смотрим в будущее с уверенностью.
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?vi=1&start=80#sigProGalleriaee456a96e8
23 июля «Всемирный день китов и дельфинов»
23.07.24Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты этих интереснейших, умных и очень уязвимых морских обитателей планеты.
История этого международного экологического праздника берет начало с 23 июля 1982 года. В этот день члены Международной китовой комиссии, или МКК (International Whaling Commission, IWC) проголосовали за принятие моратория на весь коммерческий китобойный промысел. 19 февраля 1986 года запрет вступил в силу. В честь события каждый год 19 февраля отмечают ещё один праздник — Всемирный день китов.
У китообразных мало естественных врагов: их крупные размеры, высокоразвитый мозг и особенности жизни надёжно защищают их от большинства других хищников в дикой природе. Человек — вот кто, к сожалению, является для них главной угрозой. Многие китообразные сегодня занесены в списки Международной Красной книги.
Уже в начале XX века беспощадное истребление китов ради мяса, жира, уса и других продуктов привело к значительному сокращению их численности. В 1931 году были предприняты первые шаги по ограничению масштабов китобойного промысла. Сегодня в большей части стран мира охота на китов и торговля их мясом находятся под запретом. Однако и поныне каждый год добывается более трёх тысяч китов — браконьерами и странами, которые не присоединились к мораторию. Китовый промысел сохраняется и у некоторых коренных народов, поскольку считается, что запрет на него разрушит их традиционный образ жизни. Кроме того, до сих пор практикуется отлов китов и дельфинов с целью научных исследований.
Трагичной и негуманной практикой является использование дельфинов и некоторых видов китов для развлечения в дельфинариях. Между тем, за животными в неволе часто не умеют или не хотят должным образом ухаживать, они болеют и умирают.
Помимо этого, новой серьёзной угрозой морским млекопитающим становится мусор, которым мы в изобилии загрязняем моря и океаны: пластик, стекло, металл, рыболовные снасти и т.д. Животные запутываются в мусоре, травмируются, или же случайно наедаются мусора и повреждают органы пищеварения.
Очень мешают жить китообразным антропогенные шумы, которые создают судоходство, сейсморазведка, бурение и строительство. Шум пугает китов и дельфинов, глушит их собственные звуки, мешая общаться, размножаться, ориентироваться и находить добычу.
Изменение климата усугубляет существующие угрозы морским млекопитающим: меняется не только температура, но и вся привычная среда обитания, в том числе пищевые цепочки. Например, из-за потепления популяции крохотных ракообразных (криль), которыми питаются некоторые виды китов, начали мигрировать в сторону более высоких широт. Киты вынуждены либо голодать, либо менять места обитания вслед за своей пищей.
Киты и дельфины — чрезвычайно умные и высокоразвитые млекопитающие. Если раньше считалось, что самые умные на планете после человека приматы, теперь учёные знают, что это дельфины. Размер их мозга в соотношении с размером тела больше, чем у приматов, а по сложности строения их мозг не уступает мозгу человека. Причем мозг дельфина даже превосходит мозг человека по весу и количеству извилин в коре больших полушарий.
Абсолютно все виды китов и дельфинов способны на многообразные и очень интересные социальные взаимодействия, обладают подобием языка и могут испытывать эмоции. Ученые выяснили, что киты и дельфины прекрасно обучаемы (и это касается не только детенышей, но и взрослых особей) и могут учить новым навыкам друг друга, сотрудничать с сородичами. Они демонстрируют сложные эмоциональные реакции: могут испытывать симпатии и антипатии, радоваться, скорбеть и даже интриговать и «кокетничать».
В среднем каждый вид дельфинов имеет «словарный запас» до 14 000 звуковых сигналов. Они обладают одними из самых развитых акустических способностей в животном мире и могут издавать самые разные звуки, от мелодичного свиста и пощелкивания до криков, скрипа, стонов, лая и визга.
Сокращение численности китов и дельфинов — одна из причин утраты биологического разнообразия морей и океанов. Помимо того, что эти животные удивительны и прекрасны сами по себе, они ещё и являются важнейшим фактором сохранения баланса в морских экосистемах в целом. Всемирный день китов и дельфинов — это способ обратить внимание на необходимость их сохранения и защиты.
2. В фильмах и мультиках мы видели, как кит извергает струю воды через отверстие на голове. На самом деле киты не выдувают воду! Они просто выдыхают воздух, который теплее, чем температура воды на поверхности — и получается водяной пар (и немного слизи).
3. Самые близкие современные родственники китов… это бегемоты. Но произошли киты совсем не от них: далёкие предки и гиппопотамов, и китов — четвероногие копытные, которые жили на суше около 50 миллионов лет назад. В отличие от предка бегемота, предки китов перебрались в море и превратились в плавающих существ: на это понадобилось около 8 миллионов лет.
4. Ушей в полном понимании слова у китов нет. Внешних! Слышат они с помощью нижней челюсти, от которой звук проникает к среднему и внутреннему уху.
5. Новорожденный синий кит имеет длину 6−8 м и весит почти три тонны. Младенец питается маминым молоком повышенной жирности (40−50% жира) и ежедневно выпивает около 225 литров (как ванна у нас дома), набирая около 4 кг в час и до 100 кг в день. Это самая высокая скорость роста среди существ на Земле!
6. Сегодня в мире живет 43 вида дельфинов. 38 — морские дельфины, а остальные пять — речные.
7. Самок дельфинов называют коровами, самцов — быками, а дельфинов- детей — телятами.
8. Дельфины не используют свои 100 зубов, чтобы жевать: пойманную рыбу они просто целиком проглатывают. Мышц челюсти, подходящих для жевания, у них просто нет.
9. У дельфинов есть имена, и они обращаются друг к другу именно так. Для этого они создают особые индивидуальные комбинации звуков, и даже если тон звука изменится — дельфин все равно его узнает. И может помнить десятилетиями!
10. Дельфины умеют узнавать себя в зеркале — на это способны, кроме них, только человекообразные, слоны и попугаи жако. Ученые проверили это так: нетоксичным маркером нанесли на кожу дельфинов геометрические фигуры, после чего дельфины долго изучали свое отражение.
Автор фото
Все самые яркие события Международной выставки-форума «Россия» и выступления выдающихся людей нашей страны вы увидите именно здесь!
Можно будет круглосуточно в любое для вас удобное время послушать лекции, освоить новые навыки, окунуться в мир постоянного саморазвития!
Ещё больше знаний ждёт вас на Знание.ТВ! Подключайтесь!
Что нового?
- 04.12.24 В Правительстве региона наградили участников Фестиваля науки
- 04.12.24 «Билет в будущее» предоставил школьникам возможность познакомиться с профессиями лаборанта, программиста и менеджера по качеству
- 02.12.24 Мама - первое слово…
- 02.12.24 «Акулы пера» приобрели новый опыт на молодёжном медиафоруме
- 29.11.24 Каждый менделеевец должен чтить историю родного колледжа!
Ресурсы
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Министерство образования Новосибирской области
- Российской образование. Федеральный портал
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Открытый бюджет Новосибирской области
- Федеральный институт развития образования
- Российский союз химиков
- Портал службы занятости Новосибирской области
- Центр развития профессиональной карьеры
- Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области
- Что нужно знать о коррупции?
- Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
- Бесплатная электронная библиотека "Единое окно к образовательным ресурсам"
- Проект «КЛАССный учёный»