Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
Новосибирский химико-технологический колледж
им. Д. И. Менделеева

Настройки отображения

Новости и события

Директор колледжа Е.В. Сартакова приняла участие во Всероссийском Форуме СПО

28.08.24

26-27 августа в Калуге состоялся Всероссийский Форум СПО «Создаем будущее своими руками». Это крупнейшее событие в сфере среднего профессионального образования, которое призвано стать ключевой платформой для взаимодействия представителей органов власти, бизнес-сообщества, образовательных организаций и экспертов в сфере образования.

В мероприятии приняла участие вице-президент Союза директоров ССУЗов России, председатель Федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 18.00.00 «Химические технологии», директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева Елена Владимировна Сартакова.

В работе форума приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, реального сектора экономики, профессиональных объединений и образовательных организаций системы СПО, а также студенты системы СПО — победители и призёры соревнований Всероссийского чемпионатного движения и амбассадоры федерального проекта «Профессионалитет».

Почётным гостем форума стал первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев. Выступая на пленарном заседании, он отметил востребованность среднего профессионального образования и рассказал, что 60% выпускников 9-х классов для продолжения своего образовательного пути выбирают колледжи и техникумы. Заместитель министра также подчеркнул, что форум станет хорошей площадкой для открытого диалога и сотрудничества.

Image Gallery

Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева подписал соглашение о вступлении в ассоциацию по СКИФ

28.08.24

В ходе первого дня работы форума «Технопром-2024» состоялась церемония подписания соглашений о вступлении в межвузовский консорциум по взаимодействию с Центром коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» Института катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук.

На момент подписания в консорциум вошли 23 участника, в числе которых Правительство Новосибирской области, ЦКП «СКИФ», Академия наук Республики Башкортостан, 17 вузов, а также учреждения общего и профессионального образования: Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева, Инженерный лицей Новосибирского государственного технического университета, Биотехнологический лицей № 21.

Губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников напомнил, что создание синхротрона поколения 4+ было заложено в 2018 году в проект развития Новосибирского научного центра в рамках программы «Академгородок 2.0».
Участники консорциума объединяют усилия с целью научного сотрудничества, обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов для российских установок класса «мегасайенс», повышения престижа естественно-научных дисциплин среди школьников российских регионов, обеспечения научно-технологического лидерства Российской Федерации в сфере исследований с использованием синхротронного излучения.

«Уже на данном этапе образование, индустрия, наука и государство должны объединить усилия для развития и трансфера компетенций и технологий в сфере исследований с использованием синхротронного излучения. Такая высокотехнологичная установка как СКИФ требует организацию усиленной подготовки кадров и формирование запросов индустрии. Очень важно разработать алгоритм действий, совместно с научными сотрудниками сформировать образовательные программы с акцентом на исследовательскую и инновационную деятельность молодежи, организовать серию стажировок для студентов и старшеклассников инженерных классов для постепенного знакомства с ЦКП «СКИФ», – прокомментировал министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев.
 
29 августа в рамках форума «Технопром-2024» состоится стратегическая сессия «Разработка дорожной карты межвузовского консорциума по взаимодействию с ЦКП «СКИФ».

Для справки:
Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» - проект класса «мегасайенс» с синхротроном поколения 4+, который строится в новосибирском наукограде Кольцово в рамках нацпроекта «Наука и университеты». ЦКП «СКИФ» представляет собой комплекс из 34 зданий и сооружений, а также инженерного и технологического оборудования, обеспечивающий выполнение научных исследований на пучках синхротронного излучения (СИ). Генеральным конструктором и изготовителем оборудования ускорительного комплекса ЦКП «СКИФ» выступает Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. Сибирский кольцевой источник фотонов создаётся в рамках национального проекта «Наука и университеты» для развития современной сети источников синхротронного излучения нового поколения в России. На установке будут проводить исследования с яркими и интенсивными пучками рентгеновского излучения в области химии, физики, материаловедения, биологии, геологии, гуманитарных наук.

Image Gallery

Менделеевцы принимают участие в мероприятиях «Технопрома»

28.08.24

В Новосибирской области начал работу XI Международный форум технологического развития «Технопром-2024». В этом году ключевая тема «Технопрома» – «Наука и технологии – основа социально-экономического и пространственного развития России».
За четыре дня работы форума будут отмечены лучшие практики трансфера технологий в реальный сектор экономики, презентованы комплексные государственные региональные программы НТР, а также представлены уникальные научные разработки.
 
27 августа форум посетили студенты группы 09.07.12р специальности «Информационные системы и программирование» с преподавателем специальных дисциплин Ольгой Викторовной Чубриковой. Менделеевцы с большим интересом приняли участие в круглом столе «Искусственный интеллект и интернет вещей» в рамках Дня искусственного интеллекта с Министерством цифрового развития и связи Новосибирской области, где обсуждались основные тенденции развития Интернета вещей, безопасность при использовании Интернета вещей и искусственного интеллекта.

Ребята внимательно прослушали питч-сессию «Создание условий, благоприятствующих для разработки, апробации и внедрения инструментов ИИ в Новосибирской области», а также стали болельщиками и пожелали удачи и победы нашей команде во Всероссийской олимпиаде по 3D-технологиям в направлении «Наставничество» на Кубок Губернатора Новосибирской области.

Для справки:«Технопром» – эффективная площадка для обсуждения актуальных вопросов научно-технологического развития регионов страны. В Форуме по традиции участвуют представители научных организаций, ведущих технологических корпораций и компаний, органов государственной власти, а также иностранные делегации. Организаторы форума, который начал работу на площадке МВК «Новосибирск Экспоцентр»: Правительство России, Правительство Новосибирской области, СО РАН и НГУ.

Менделеевцы в действии: поддержка строительства Сибирского Кольцевого Источника Фотонов

06.08.24
Завершился второй месяц Всероссийской студенческой стройки «СКИФ» 2024 — трудового проекта Молодёжной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды».
 
Бойцы строительного студенческого отряда нашего колледжа «Феррум» в составе ССО «Сборная Сибири» Николаев Никита, студент группы 18.07.12 специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», Русаков Семён, студент группы 19.01.11 специальности «Биохимическое производство», и Сафронов  Даниил, студент группы 19.01.11 специальности «Биохимическое производство» помогают строительству Сибирского Кольцевого Источника Фотонов. Данный источник синхротронного излучения поколения «4+» будет вырабатывать энергию 3 ГэВ, а инжекционная система будет ускорять электронные пучки до 200 МэВ.
 
В первый месяц наши бойцы убирали и сортировали мусор, разгружали машины со стройматериалами, помогали с расчисткой территории под начало работ техники. Были назначены в штаб на стройконтроль, где главной задачей является проверка прочности бетонных балок на разных этажах и блоках здания при помощи специальных приборов. 
 
В свободное время от работы проводятся творческие конкурсы и спортивные соревнования. 
 
Желаем ребятам отличной продуктивной работы!
 
Проект реализует Госкорпорация «Росатом». Генеральным подрядчиком выступает АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2», а заказчиком — Академия наук.
 
#РСО #ТрудКрут

Image Gallery

Обучающееся нашего колледжа выехали со студотрядом для работы в Крыму в летний сезон

05.08.24

В этом году студентки специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Дарья Скорина и Екатерина Хрестина отправились в стройных рядах молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» на работу в курортную зону у Черного моря.

Набор проводился в направлении сервиса и обслуживания, участники предварительно посещали занятия, в ходе которых их познакомили с теоретической и практической базой будущей работы.

Участников вовлекают в разные направления деятельности студенческих отрядов, чтобы они, вернувшись с трудового семестра, рассказали и другой молодежи, что такая возможность есть.

Пожелаем нашим девушкам узнать законы взаимовыручки, трудолюбия и товарищества, которыми так славятся студенческие трудовые отряды.

Image Gallery

Студенты специальности Товароведение востребованы во многих областях

05.08.24

Как показывает многолетняя практика, обучающиеся по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» востребованы не только в своем сегменте рынка, но и в областях, которые на первый взгляд кажутся совершенно не связанными с выбранной профессией.

Обеспечение стабильности качества и безопасности продукции является главной задачей современных предприятий.

Сегодня внедрённые на отечественных предприятиях новейшие системы контроля качества производства товаров и оказания услуг являются основополагающей компонентой современной экономики России.

Качество товаров и услуг в современной жизни становится необходимым условием успешной деятельности как любого предприятия, так и любой организации.

Выпускники специальности успешно реализуют полученные навыки и компетенции не только в сфере торговли, но и в других отраслях экономики, работая контролерами качества, лаборантами химического анализа и бухгалтерами.


Наши выпускники не забывают нас даже после окончания колледжа и с удовольствием приходят к нам в гости, рассказывая о своих достижениях и заслугах.

В июне к нам приходили выпускники 2023 года.


Полина Немцева работает в ювелирной сети SunLight.
«Я нисколько не жалею о выбранной профессии. Я очень хорошо зарабатываю и могу себе позволить дорогие вещи и путешествия».

Настя Дзюба работает в книжном магазине «Книгозор».
«Я всегда мечтала быть поближе к книгам. Я смогла осуществить свою мечту».

Данил Беспятых работает на оборонном предприятии нашего города бухгалтером.
«Благодаря тому, что в колледже помимо основной специальности можно получить дополнительное образование, я не прогадал, выбрав «Бухгалтерский учет».

Мы очень рады что у наших выпускников в жизни все получается. Желаем вам карьерного роста и дальнейших успехов! Всегда ждем вас в гости!

С гордостью отмечаем успехи наших выпускников!

05.08.24

Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Выпускники специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)» проходили производственную и преддипломную практики на крупнейших предприятиях оборонно-промышленных комплексов нашего города.

Перед ребятами стояла сложная задача в проведение контроля качества продукции на разных этапах производства.

Кондрин Егор проходил практику на АО «Новосибирский приборостроительный завод».

– Я устроился на предприятие в рамках обеспечения летней занятости студентов, будучи студентом 3 курса. В мои обязанности входило проведение контроля качества приборов ночного виденья. В сентябре принял решение остаться на предприятии на практику. Во время прохождения практики я работал в ОТК, после окончания обучения и вручения диплома остался работать на предприятии.
 
– Меня зовут Симонова Анна Алексеевна, я выпускница группы 27.07.10 специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)».

Производственную и преддипломную практику я проходила на предприятии ПАО “ОАК”- НАЗ им. В.П. Чкалова.

Главными задачами предприятия являются:
-производство истребителя-бомбардировщика Су-34;
-модернизация фронтового бомбардировщика Су-24М;
-участие в программе создания боевого авиационного комплекса 5-го поколения;
-проект С-70 «Охотник».

Производственная практика является одним из основных условий закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков по их применению. В ходе производственной практики я ознакомилась с нормативно-правовой документацией, научилась разрабатывать новые технические задания, а также проверять детали на соответствие размеров с припусками.
Кроме того, я научилась проводить работы по доработке оснастки, разработки брак-карт и маршрутных карт.

В ходе написания дипломного проекта я изучила поэтапный контроль качества алюминиевых заготовок, а также выпуск отливок из литейного цеха, соответствующих техническим условиям КД и НТД, правильную организацию контроля по ходу технологического процесса, правильность и своевременность оформление документации, удостоверяющей качество отливок.

Мой дипломный проект заслужил высокую оценку у экспертной комиссии.

– Меня зовут Прямушко Валентина Витальевна, я выпускница группы 27.07.10. специальности 27.02.07. Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям).

Производственную и преддипломную практику я проходила на Новосибирском приборостроительный заводе, где продолжаю работать в настоящее время. Главная задача данного предприятия - бесперебойная поставка оптических приборов и оборудования и постоянное повышение качества выпускаемой продукции.

В ходе производственной практики я ознакомилась с производством оптических приборов и освоила методы контроля качества оптических деталей.
Помимо этого, я научилась проводить контроль оптических деталей и приборов.

В процессе создания выпускной квалификационной работы я изучила организацию проведения контроля качества оптических деталей после операции полирование и шлифование, в частности для плосковыпуклых линз. Контроль качества состоял из двух этапов: проверка параметров толщины и контроль чистоты поверхностей с за данным 5 классом чистоты. В результате проведения контроля были зафиксированы дефекты, с которыми детали не подлежат дальнейшей эксплуатации и были отмечены в сопровождающий документах, а далее мастер участка отправил детали в изолятор брака.
Результаты работы показывают, что отклонения в технологическом процессе возникают и контроль помогает их выявить.

Мой дипломный проект заслужил высокую оценку у экспертной комиссии и был назван оной из трех «лучших работ». 

Поздравляем ребят с окончанием колледжа и успешным выпуском. Это важное событие в их жизни. Ваш труд, усердие и стремление к знаниям принесли свои плоды, и теперь перед вами открываются новые горизонты и возможности. В добрый путь!

Наши выпускники-наша гордость

03.08.24

Сегодня познакомим вас с Алексеем Воробьевым – выпускником 2018 года по специальности «Прикладная информатика».

- Расскажи, как сложилась твоя жизнь после выпуска?
- Все сложилось очень даже удачно. После выпуска из колледжа пошел в университет, обучение в котором прервалось на год из-за службы в армии, а после «дембеля» - продолжил учиться и работать программистом. Сейчас работаю разработчиком уже почти 4 года и на жизнь не жалуюсь. Успел поработать и в бигтехе и в стартапах, среди которых – Мира Лайн, Инномайт, стажировался в Сбере, Тинькоф. Ну и (смеется) – преподаю еще в колледже по совместительству.

- У тебя было очень насыщенное время после окончания колледжа. Расскажи пожалуйста подробнее о своей работе.
- Ахах, знаете в моих профессиональных кругах ходит такая шутка «Спроси у джависта чем он занимается на работе – он тебе будет полтора часа рассказывать об этом, а ты все равно ничего не поймешь». Ну а если быть серьезным – разрабатываю различные BI-системы, крупные сервисы для клиентов.

- Это очень круто! Ты устроился работать программистом сразу после окончания нашего колледжа? Расскажи о своем первом опыте.
- Это была веб-студия «Инномайт». По большому счету мы там выступали в качестве фрилансеров, разрабатывали небольшие сервисы для различного бизнеса, клепали сайты. Для меня это был первый опыт работы, который действительно очень много мне дал, хоть и стек технологий, который использовался в той студии сейчас и отличается от моего.

- Да, это же было давно. Технологии же очень быстро меняются.
- Да, глобально вы правы. Но в моем конкретном случае – дела обстоят несколько иначе. В 2018 году мне было просто важно работать и радоваться, что я могу написать приложение, за которое мне потом еще и заплатят. О том, как правильно развивать свою карьеру, о том, какой предметной областью хочу заниматься я тогда еще особо не задумывался, да и кто об этом задумывается в 18 то лет?! (смеется).

- А что конкретно для тебя изменилось? Или рынок как-то изменился? Почему ты решил поменять свой стек технологий?
- Ох, это длинная история. Если говорить кратко – я пошел служить в армию, и, волею судеб (и моего одногруппника с колледжа) я попал «хакером» в свою бригаду. В армии хакерами называют тех, кто работает в штабе за компьютером и пишет различные отчеты и выполняет какие-то сисадминские задачи по обслуживанию компьютеров и локальной сети в штабе. Собственно и я занимался примерно тем же. Отчеты там составляются в экселе. И их много, безумно много. И вот в какой-то момент я вспомнил – блин, я ж программист, значит могу на бэйсике написать себе скрипты, чтобы автоматически генерировать отчеты и экономить себе время. Написал, показал своему начальнику, меня похвалили. А потом как пошли задачи – «так, Воробей, напиши мне вот эту программу, напиши эту программу, протяни локальную сеть между этими компьютерами» и т.п. Было очень запарно, но в то же время очень интересно. В вопросах системного администрирования, кстати, очень пригодились навыки, которые получил в колледже – на парах у Сергея Вольдемаровича Гусева и Ольги Викторовны Чубриковой. А представьте, все задачи приходилось выполнять в рамках крайнего дефицита информации. Телефоном то с интернетом в армии пользоваться нельзя, официально нельзя (смеется). Поэтому приходилось напрягать свою память и вытаскивать информацию оттуда – как настраивать локальную сеть, как обжимать провода и т.д. Так вот за время службы в армии я побывал и сисадмином и программистом, программировал, кстати, на VisualBasic, на С++, писал стейтменты на SQL. А в последние мои полгода службы разыгрался коронавирус. ITспециалисты стали безумно востребованы и крупные компании по типу Сбера, Тинькоффа, Озона и Вайлдберрис хантили программистов чудовищными темпами. Я смотрел вакансии на сайтах этих компаний и видел, что по большей части набирают Javaразработчиков – ну и переучился.

- После армии быстро удалось найти работу?
- После армии я продолжил изучать JavaEE с сопутствующими технологиями. И где-то в течении полугода нашел.

- Сложно было первое время?
- В первое время на любом месте сложно, вне зависимости от стека и опыта. Приходится изучать новую предметную область, бизнес-процессы компании, архитектуру проекта.

- Знания, полученные в колледже помогли тебе по карьере?
- Конечно! Это бесспорный вопрос. Те, кто говорят что-то из серии «в университетах и колледжах не дают актуальные знания», «на работе все равно придется переучиваться» - говорят откровенный бред. Фундаментальные знания, которые дают в образовательных организациях – очень важны. Да, можно все изучить и самому. Но тогда вероятность возникновения пробелов в знаниях – гораздо выше.

- А как пришел преподавать?
- Мне всегда нравилось делиться знаниями. На работе, когда начал себя чувствовать уверено, когда получил свой первый грейд – начал просить руководство, чтобы меня назначали ментором для новичков – стажеров и джунов. Это интересно – наблюдать и помогать молодым ребятам прокачиваться в технологиях, адаптироваться в коллективе и, тем самым, повышать уровень своей команды разработки. В преподавание попал по счастливой случайности – принимал в качестве эксперта демонстрационный экзамен у выпускников колледжа и в шутку сказал Ольге Викторовне – берите меня преподавать. Через какое-то время она позвонила и предложила должность совместителя, мы определили учебную нагрузку и, как итог, уже два года преподаю у студентов, и решил остаться и на следующий год.

- Получается в преподавании?
- (Смеется). У студентов спросите. Работая с теми, кто действительно хочет и пытается получить хард скиллы, чтобы впоследствии применить их на реальной работе, реальном проекте, с реальными пользователями – мне работать интересно. Интересно делиться своим личным коммерческим опытом. Ну, а какой профит чувствуют студенты и насколько это им помогает – спросите у них самих.

- Что бы ты хотел поменять в структуре образования?
- Уххх, да много чего! Но я понимаю, что современное образование – это огромная бюрократическая машина, которая очень долго поворачивает. А если говорить в контексте нашего колледжа - то, что я хотел бы поменять сейчас и так меняется. Колледж начал сотрудничать со школой 21, отправляем туда студентов на несколько недель проходить отборочный интенсив – для них, я думаю, это очень полезно не только возможностью попасть в обучающий спринт, но и выстроить нетворкинг, который в дальнейшем очень помогает в карьере (например, я устраивался в большинство своих компаний на работу именно благодаря приглашениям туда от друзей/знакомых, уже работающих в компаниях). Колледж проводит на своей базе чемпионаты профессионального мастерства, где студентам дают решать реальные бизнес-кейсы компаний, участвует в хакатонах. Поэтому, в целом, все зависящее от колледжа – преподаватели и администрация делают, и делают это хорошо. А глобальные проблемы образования – оставим чиновникам, пусть они думают, как их исправить.
 

Image Gallery

Остров 2024

03.08.24

В конце июня в Новосибирске состоялся проектно-образовательный интенсив «Остров 2024».

Проведение интенсива направлено на создание и развитие площадки для запуска новых технологических проектов и инициатив в сфере беспилотных авиационных систем, биотехнологий, качества жизни, формирования условий для выработки быстрых управленческих и технологичных решений, а также для подготовки региональных команд, представляющих свои проекты по сценариям применения в данных сферах, и дальнейшего их участия в федеральном проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2024» на острове Сахалин.

Преподаватели цикловой комиссии «Информационные системы и программирование» нашего колледжа 20 июня 2024 года посетили стадион ЛСК «Локомотив», где в рамках интенсива проходили соревнования по мастерству управления и применения беспилотников, была организована работа зоны симуляторов для обучения и тренировки полетов на беспилотном транспорте, лектория и интерактивных зон.

«Очень понравилось выступление роты Почетного караула и показательные выступления курсантов, которые показывали навыки владения боевыми приёмами» - поделилась своими впечатлениями с церемонии открытия Арина Павловна Вострикова.

«Дети-школьники сидят и программируют беспилотники, которые потом выполняют загруженное в них задание. А если что-то вдруг сломалось, то у ребят под рукой необходимы инструмент, у нас перед глазами они что-то паяли. Смотришь и радуешься, что дети это умеют и с удовольствием занимаются» – рассказывает запоминающиеся моменты Юрий Юрьевич Соломенный.

«Мы с Александром Федоровичем вместе проходили обучение по управлению БПЛА, но как управляют ребята на соревнованиях – это совсем другой уровень. Большие скорости, рядом соперники, которых надо опередить и не столкнуться с ними и воротами. Это очень захватывающе. Появилось еще большее желание заниматься беспилотными летательными аппаратами в нашем и колледже и уже на следующее мероприятие выставить своих участников и бороться за победу» – прокомментировал увиденное на соревнованиях по гонкам дронов Денис Алексеевич Кошелев, под молчаливое кивание Александра Федоровича Заушицына, который сожалел лишь о том, что не смог сам поучаствовать в соревнованиях. Но мы не расстраиваемся и смотрим в будущее с уверенностью. 

Image Gallery

23 июля «Всемирный день китов и дельфинов»

23.07.24

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты этих интереснейших, умных и очень уязвимых морских обитателей планеты.

История этого международного экологического праздника берет начало с 23 июля 1982 года. В этот день члены Международной китовой комиссии, или МКК (International Whaling Commission, IWC) проголосовали за принятие моратория на весь коммерческий китобойный промысел. 19 февраля 1986 года запрет вступил в силу. В честь события каждый год 19 февраля отмечают ещё один праздник — Всемирный день китов.

У китообразных мало естественных врагов: их крупные размеры, высокоразвитый мозг и особенности жизни надёжно защищают их от большинства других хищников в дикой природе. Человек — вот кто, к сожалению, является для них главной угрозой. Многие китообразные сегодня занесены в списки Международной Красной книги.

Уже в начале XX века беспощадное истребление китов ради мяса, жира, уса и других продуктов привело к значительному сокращению их численности. В 1931 году были предприняты первые шаги по ограничению масштабов китобойного промысла. Сегодня в большей части стран мира охота на китов и торговля их мясом находятся под запретом. Однако и поныне каждый год добывается более трёх тысяч китов — браконьерами и странами, которые не присоединились к мораторию. Китовый промысел сохраняется и у некоторых коренных народов, поскольку считается, что запрет на него разрушит их традиционный образ жизни. Кроме того, до сих пор практикуется отлов китов и дельфинов с целью научных исследований.

Трагичной и негуманной практикой является использование дельфинов и некоторых видов китов для развлечения в дельфинариях. Между тем, за животными в неволе часто не умеют или не хотят должным образом ухаживать, они болеют и умирают.

Помимо этого, новой серьёзной угрозой морским млекопитающим становится мусор, которым мы в изобилии загрязняем моря и океаны: пластик, стекло, металл, рыболовные снасти и т.д. Животные запутываются в мусоре, травмируются, или же случайно наедаются мусора и повреждают органы пищеварения.

Очень мешают жить китообразным антропогенные шумы, которые создают судоходство, сейсморазведка, бурение и строительство. Шум пугает китов и дельфинов, глушит их собственные звуки, мешая общаться, размножаться, ориентироваться и находить добычу.

Изменение климата усугубляет существующие угрозы морским млекопитающим: меняется не только температура, но и вся привычная среда обитания, в том числе пищевые цепочки. Например, из-за потепления популяции крохотных ракообразных (криль), которыми питаются некоторые виды китов, начали мигрировать в сторону более высоких широт. Киты вынуждены либо голодать, либо менять места обитания вслед за своей пищей.

Киты и дельфины — чрезвычайно умные и высокоразвитые млекопитающие. Если раньше считалось, что самые умные на планете после человека приматы, теперь учёные знают, что это дельфины. Размер их мозга в соотношении с размером тела больше, чем у приматов, а по сложности строения их мозг не уступает мозгу человека. Причем мозг дельфина даже превосходит мозг человека по весу и количеству извилин в коре больших полушарий.

Абсолютно все виды китов и дельфинов способны на многообразные и очень интересные социальные взаимодействия, обладают подобием языка и могут испытывать эмоции. Ученые выяснили, что киты и дельфины прекрасно обучаемы (и это касается не только детенышей, но и взрослых особей) и могут учить новым навыкам друг друга, сотрудничать с сородичами. Они демонстрируют сложные эмоциональные реакции: могут испытывать симпатии и антипатии, радоваться, скорбеть и даже интриговать и «кокетничать».

В среднем каждый вид дельфинов имеет «словарный запас» до 14 000 звуковых сигналов. Они обладают одними из самых развитых акустических способностей в животном мире и могут издавать самые разные звуки, от мелодичного свиста и пощелкивания до криков, скрипа, стонов, лая и визга.

Сокращение численности китов и дельфинов — одна из причин утраты биологического разнообразия морей и океанов. Помимо того, что эти животные удивительны и прекрасны сами по себе, они ещё и являются важнейшим фактором сохранения баланса в морских экосистемах в целом. Всемирный день китов и дельфинов — это способ обратить внимание на необходимость их сохранения и защиты.
 

10 фактов о китах и дельфинах
 
1. Киты издают особые низкочастотные звуки, но учёные до сих пор не разобрались, для чего они это делают. Возможно, киты обмениваются информацией о местонахождении еды, предупреждают других китов об опасности, определяют расстояние между особями и знакомятся друг с другом. Считается, что они могут слышать друг друга на расстоянии до 1600 километров! Синие киты, живущие у побережья Шри-Ланки, издают уникальные звуки: они были записаны в виде «песен» по четыре ноты, по две минуты каждая — ни у одного существа в мире такого люди еще не слышали.

2. В фильмах и мультиках мы видели, как кит извергает струю воды через отверстие на голове. На самом деле киты не выдувают воду! Они просто выдыхают воздух, который теплее, чем температура воды на поверхности — и получается водяной пар (и немного слизи).

3. Самые близкие современные родственники китов… это бегемоты. Но произошли киты совсем не от них: далёкие предки и гиппопотамов, и китов — четвероногие копытные, которые жили на суше около 50 миллионов лет назад. В отличие от предка бегемота, предки китов перебрались в море и превратились в плавающих существ: на это понадобилось около 8 миллионов лет.

4. Ушей в полном понимании слова у китов нет. Внешних! Слышат они с помощью нижней челюсти, от которой звук проникает к среднему и внутреннему уху.

5. Новорожденный синий кит имеет длину 6−8 м и весит почти три тонны. Младенец питается маминым молоком повышенной жирности (40−50% жира) и ежедневно выпивает около 225 литров (как ванна у нас дома), набирая около 4 кг в час и до 100 кг в день. Это самая высокая скорость роста среди существ на Земле!


6. Сегодня в мире живет 43 вида дельфинов. 38 — морские дельфины, а остальные пять — речные.


7. Самок дельфинов называют коровами, самцов — быками, а дельфинов- детей — телятами.


8. Дельфины не используют свои 100 зубов, чтобы жевать: пойманную рыбу они просто целиком проглатывают. Мышц челюсти, подходящих для жевания, у них просто нет.


9. У дельфинов есть имена, и они обращаются друг к другу именно так. Для этого они создают особые индивидуальные комбинации звуков, и даже если тон звука изменится — дельфин все равно его узнает. И может помнить десятилетиями!


10. Дельфины умеют узнавать себя в зеркале — на это способны, кроме них, только человекообразные, слоны и попугаи жако. Ученые проверили это так: нетоксичным маркером нанесли на кожу дельфинов геометрические фигуры, после чего дельфины долго изучали свое отражение.

Автор фото
 

 

Российское общество «Знание» запускает круглосуточную трансляцию Знание.ТВ!

Все самые яркие события Международной выставки-форума «Россия» и выступления выдающихся людей нашей страны вы увидите именно здесь!

Можно будет круглосуточно в любое для вас удобное время послушать лекции, освоить новые навыки, окунуться в мир постоянного саморазвития!

Ещё больше знаний ждёт вас на Знание.ТВ! Подключайтесь!
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать колледж лучше?
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.
OK