Настройки отображения
Параметры шрифта
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Телемост «Одна страна – одна судьба» связал Новосибирск с Донбассом
20.10.2418 октября в Новосибирском химико-технологическом колледже им. Д. И. Менделеева состоялся телемост с Донецким техникумом химических технологий и фармации.
Поводом для проведения телемоста стали юбилеи: в этом году новосибирский колледж празднует 95 лет с даты основания, а донецкий техникум отмечает 65-летие.
Двойной праздник – не только предлог для трудовых коллективов образовательных учреждений поздравить друг друга, но и прекрасная возможность обсудить перспективы совместного сотрудничества и обменяться опытом, прежде всего, в сфере воспитательной работы подрастающего поколения.
«Сегодня мы собрались, чтобы поздравить друг друга с юбилеями. Нас разделяют тысячи километров, но объединяет многое. Прежде всего, наша общая славная история. Донецкий техникум – это уникальнейшее учебное заведение, – сообщила в приветственном слове директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева Елена Владимировна Сартакова. – Несмотря на расстояние, мы очень похожи, потому что неразрывно связаны с судьбами предприятий химической отрасли нашей страны. Мы с вами сегодня на передовой химических технологий. Очень дорожим нашей дружбой и уверены, что сотрудничество принесет значимые результаты».
Директор Донецкого техникума химических технологий и фармации Наталья Юрьевна Бойкив выразила надежду, что проведение телемостов станет доброй традицией. Несмотря на все трудности, наши студенты, хоть и дистанционно, но продолжают учиться и вести общественную жизнь. А преподаватели стараются не только дать им профессиональные знания, но и воспитывать, формировать нравственные ориентиры».
После приветствия участники телемоста погрузились в историю. Краткий экскурс в славное прошлое Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева совершила руководитель музея Марина Викторовна Щетинина. История колледжа неразрывно связана с развитием нашего региона. Он был основан в то время, когда Новосибирск только начинал становиться ключевым промышленным и образовательным центром Сибири, и на сегодняшний день остается в числе самых востребованных в регионе.
Студенты Донецкого техникума химических технологий и фармации рассказали, что в 1959 году по распоряжению Совета Министров УССР был образован Сталинский заочный химико-технологический техникум. Техникум неоднократно менял название в связи с изменением стратегии учебного заведения, открытием новых специальностей и форм обучения. На его базе проводились Советы директоров химической отрасли. За свою долгую историю техникум подготовил свыше 20 тысяч выпускников по 12 специальностям.
Сегодняшней жизнью в своих учебных заведениях поделились представители общественных объединений и молодежных организаций. Ребята из Новосибирска рассказали о проектах «Движения первых», клуба «Российский союз молодёжи», добровольческого штаба «Мы вместе», волонтерского объединения «Кислород», спортивного клуба «Аурум», молодежного клуба Русского географического общества «Титаниум», медиацентра «Акулы Пера». Буквально вчера менделеевцы стали победителями регионального проекта «Команда первых» в номинации «Коммуникабельность». Сверстники из Донбасса узнали о волонтёрской деятельности, которую ведёт новосибирский колледж по поддержке военнослужащих, находящихся в зоне проведения специальной военной операции и помощи гражданам, проживающих в новых регионах.
Студенты донецкого техникума также участвуют во многих всероссийских и региональных проектах. В ходе городского этапа конкурса «Команды Первых» дончане слушали вдохновляющие лекции спикеров Российского общества «Знание» о гибких навыках и презентовали свои проекты. Команда ДТХТФ получила уникальную возможность работать над проектом о здоровом образе жизни. Настойчивость и креативность команды принесли плоды – ребята успешно реализовали проект и вышли в Региональный этап.
В завершение работы молодёжной диалоговой площадки к участникам телемоста присоединился особый гость – Дмитрий Иванович Менделеев. Первооткрыватель периодического закона химических элементов поздравил юбиляров с праздником и пожелал успехов и процветания. В завершение телемоста юбиляры обменялись памятными адресами и подарками в виде праздничных тортов.
«Диалог в формате телемоста – прекрасный метод воспитательной работы по формированию у молодежи гражданской позиции, единых духовно-нравственных ценностей, – отметила заместитель директора Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева Ирина Сергеевна Кущак. – В ходе общения наши ребята узнали, как их сверстники живут, учатся, развиваются, строят новую жизнь, несмотря на все трудности. Ускоренная интеграция Донецкого техникума химических технологий и фармации в систему СПО России свидетельствует о том, что жители Донбасса готовы не только защищать свою землю, но и строить новую мирную жизнь, заниматься воспитанием и обучением молодежи, стремиться к профессиональному росту. Мы, со своей стороны, стараемся их всесторонне поддерживать. Дончане своим примером стойкости и мужества задают нам духовно-нравственный ориентир. Вместе, взаимно обогатившись, мы пройдем все лишения и невзгоды. У нас одна страна и одна судьба!
Елена Муштакова, Софья Анчугова, молодежный медиацентр «Акулы пера»
Фотокорреспонденты Андрей Арещенков, Арина Бурлакова,
Захар Иванов, Ксения Кудрявцева, Михаил Пайвин
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?start=40#sigProGalleria089d04cc67
Поздравляем Т.Н. Червякову – призера областного конкурса «Методический компас СПО»!
15.10.24С 9 по 11 октября в Новосибирском центре развития профессионального образования прошел фестиваль педагогического опыта областного конкурса «Методический компас СПО».
Заместитель директора по учебно-методической работе Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева Татьяна Николаевна Червякова заняла третье место в номинации «Современные педагогические решения в профессиональном образовании». В пяти номинациях конкурса были представлены 32 методических материала от педагогических работников из 23 образовательных организаций Новосибирской области.
Татьяна Николаевна провела открытую лекцию «Цифровая трансформация в колледже» и приняла активное участие в панельной дискуссии и панораме эффективных педагогических практик с использованием возможностей искусственного интеллекта.
Фестиваль педагогического опыта создал все необходимые условия для активного взаимодействия профессионального сообщества педагогов профессиональных образовательных организаций по вопросам методического сопровождения современной педагогической практики и развития профессионального мастерства. На фестивале были организованы восемь мастер-классов, 18 педагогических «лайфхаков», клуб начинающего педагога, встреча с победителями и призерами регионального этапа и финалистом всероссийского этапа Всероссийского конкурса «Мастер года», лекции и практикумы.
Педагогические работники отметили, что конкурс стал площадкой обмена современными педагогическими практиками и этапом в личной профессиональной истории, возможностью и способом заявить о себе.
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?start=40#sigProGalleria1f8dacea57
Первокурсники прошлись виртуальным путём «из варяг в греки»
15.10.24Увлекательное путешествие в славное прошлое нашей страны совершили студенты первого курса Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева: они приняли участие во Всероссийском просветительском проекте «Из варяг в греки: тысячелетняя история развития идей, людей и технологий».
Проводниками в мир изучения начального периода Древнерусского государства стали преподаватели истории Елена Анатольевна Негодина и Юрий Иванович Голиков. На занятиях менделеевцы узнали, что путь «из варяг в греки» — это не только древний торговый маршрут, а ключ к пониманию нашего прошлого и формирования русской государственности! Этот путь стал важнейшей артерией для торговли на Руси. Благодаря ему развивались ремёсла, укреплялись города, а Русь становилась частью мировой экономики.
Занятие началось со знакомства с викингами, славянами и византийцами. Студенты познакомились с образом жизни этих народов, узнали о видах деятельности, традиционных промыслах и производствах.
Варягами на Руси звали викингов – жителей Скандинавии. Они были искусными мореходами и воинами, занимались в основном торговлей, грабежами и завоевательскими походами. Земледелие не позволяло викингам создать самодостаточную экономику. Климат здесь слишком холодный, а земля не была плодородной. Перенаселение и голод толкали жителей Скандинавского полуострова за пределы родных стран добывать себе ресурсы с помощью оружия или торговли. Всё награбленное и добытое они продавали или же обменивали на необходимые вещи.
Жители Древней Руси – восточные славяне - жили на огромной территории от Балтики и до Волги. Славяне занимались преимущественно земледелием, выращивали зерновые и технические культуры, овощи и фрукты. Одним из вспомогательных занятий было скотоводство (разведение лошадей, коров, свиней, овец). Развиты были и ремёсла (кузнечное дело, ткачество, гончарное ремесло, деревообработка). Большим подспорьем являлись промыслы: охота, рыболовство, бортничество, пушной промысел. Они делали оружие, из кожи и меха, мастерили тёплую одежду и обувь, ткали льняное полотно…
Византийцы проживали на территории современной Турции, Греции и частично Болгарии, столица – Константинополь (сегодня Стамбул). В те далёкие времена у византийцев были наилучшие достижения и технологии. Все ехали к ним ради золотых изделий, масел, благовоний, полезных руд. Так же в Византии находилась западная конечная точка Великого шёлкового пути, куда стекалось много полезных и ценных вещей: бумага, специи, шёлк, порох, фарфор, чай и т.д.
После знакомства с народами, которые собственно и проложили древний торговый путь, студенты разделились на три группы - они представляли участников международной торговли: викингов, славян и византийцев. Каждая группа получила задание - собрать стартер пак вещей, которыми они будут торговать между собой. Например, в стартер пак варяг входили: оружие, янтарь, корабли и др.
Собрав стартер паки, ребята приступили к торгам. У каждой группы была своя задача: грекам предстояло выменять свой товар на ценные меха и тёплую одежду у славян. Задачей жителей Древней Руси была починка лодки греков. Викингам же предстояло обменять свои ресурсы на драгоценные камни и дорогие ткани византийцев.
После удачной торговли студенты, использую историческую карту, изучили путь «из варяг в греки». Свой виртуальный путь они начали с Варяжского моря – так в те времена русичи называли Балтийское море. Из Балтики по реке Неве они добрались до Ладожского озера, затем по реке Волхов спускались к Новгороду, дальше плыли по реке Ловать и по волоку переходили к Западной Двине. Затем вновь по волоку приближались к финишной прямой - реке Днепр, проходя опасные пороги, на которых погибало не мало людей. И, наконец, выйдя в Понтийское (оно же Чёрное) море доплывали вдоль берега Болгарского царства до Царьграда (Константинополя).
Наличие торгового пути позволяло всем обогатиться и обзавестись нужными вещами.
Затем студенты посмотрели увлекательный фильм о Волжском торговом пути, который вёл купцов из Северной Европы через Русь в Персию. В завершении виртуального путешествия все менделеевцы получили именные сертификаты об участии в проекте.
Данное погружение в древний мир не оставило ребят равнодушными, ведь время на занятии пролетело очень быстро и увлекательно. Помимо сертификатов и положительных эмоций студенты унесли с собой новые знания из истории нашей Родины.
Справка: Всероссийский просветительский проект «Из варяг в греки: тысячелетняя история транзита идей, людей и технологий» организован Российским обществом «Знание» при поддержке Министерством просвещения России. Материалы для проекта подготовлены ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Елена Муштакова
молодёжный медиацентр «Акулы пера»,
фотокорреспонденты:
Арина Бурлакова, Данил Иконников,
Есения Рогожная, Ксения Митина,
Сергей Никитин, Маргарита Трофимчук
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?start=40#sigProGalleria99a455e022
Информатики познакомились с династией Рюриковичей в мультимедийном формате
15.10.24Студенты Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева групп 09.07.13п1 и 09.07.33 специальности «Информационные системы и программирование» посетили экспозицию «Рюриковичи» в Мультимедийном историческом парке «Россия – моя история».
Это было захватывающее мультимедийное путешествие в историю древней Руси, рассказанное на понятном для молодежи языке информационных технологий.
«Мы узнали много интересного о быте и жизни наших предков, живших тысячу лет назад, о самых важных фактах истории того времени, о создании сильного и самобытного государства, судьбоносных битвах и поражениях» - поделилась впечатлениями студентка группы 09.07.13п1 Елизавета Илюшина.
Увлекательным для менделеевцев стало и участие в интерактивной викторине «Из варяг в греки», где студентам пришлось отвечать на непростые вопросы. «Что ещё особенно поразило нас, так это «живые» книги о жизни Сергия Радонежского с анимированными изображениями. Такого мы раньше нигде не видели», - отметила Елизавета.
На многочисленных светящихся экранах ребята изучали истории древних торговых путей и легендарных сражений, тайны укрепленных крепостей и великих побед, малоизвестные факты периода раздробленности и монгольского нашествия.
Особое внимание студентов привлекли также великие битвы того времени в мультимедийном формате. Видеомэппинг и авторские инсталляции позволили пережить яркие эмоции от личного участия в древних сражениях.
В планах информатиков посетить экспозицию «Романовы», рассказывающую о правлении династии Романовых, увидеть редкие изображения из частных коллекций и закрытых хранений.
Справка: Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история» — система мультимедийных исторических парков, в которых панорамно представлена вся история России с древнейших времен до наших дней. Первая выставка «Романовы», подготовленная по инициативе Патриаршего совета по культуре при поддержке правительства Москвы была представлена 4 ноября 2013 года в Московском Манеже. Следующие выставки проекта также были презентованы в Московском Манеже. В 2015 году была открыта постоянная экспозиция в 57 павильоне ВДНХ. В 2017 году было открыто 15 исторических парков в нескольких регионах Российской Федерации, в том числе в Новосибирске. Оператором всех выставок проекта является Фонд Гуманитарных Проектов.
Уникальность исторического парка «Россия — Моя история» в том, что история Отечества дается здесь панорамно и при помощи современных технологий — экспозиции включают в себя сотни единиц мультимедийной техники, кинозалы, интерактивные 3-D-носители с реконструкцией исторических событий, мультимедийные карты, купол с видеопроекцией, интерактивные панорамы и декорации, сотни метров «живой ленты» истории.
Отличительными чертами проекта являются многочисленные интерактивные решения: от исторических игр, сенсорных экранов, многочисленных проекторов, до трёхмерного моделирования и цифровых реконструкций.
Надира Кандыкерова, молодёжный медиацентр «Акулы пера»,
фотокорреспондент Надира Кандыкерова
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?start=40#sigProGalleriabaede7f40d
Вчера - участник, сегодня - наставник, завтра - эксперт
14.10.24Каждый из нас на протяжении всей своей жизни проходит огромное количество этапов. Мы познаём этот мир, учимся, ищем себя, гонимся за новой информацией из-за своего любопытства. Став старше и осознаннее, мы в состоянии выбрать ту деятельность, которая зажигает в наших глазах огонь. У нас появляются новые идеи, цели, планы. Но одной из проблем в начале пути может стать трудность и порой невозможность принятия взвешенного решения в существующем потоке информации.
Необходим человек, который совершенно точно сможет понять наши намерения и помочь выстроить верный план действий. Безусловно, речь идёт о наставнике.
Не каждый называет человека, который помогает ему в достижении цели и направляет в нужное русло наставником, но как же важно понимать необходимость существования таких людей, их бесценный вклад в развитие личностей. Таким человеком может стать родитель, друг, коллега или же педагог. Необходимо осознавать, насколько комплексными из разных сфер могут быть задачи наставника, ведь для правильного построения траектории развития требуется системный подход и широкий спектр компетенций.
Именно поэтому 2023 год указом президента РФ объявлен «Годом педагога и наставника».
Но где же найти такого человека? Деятельность наставника - неотъемлемая часть развития человека, которого он наставляет и тяжёлый труд. Таких людей не так много вследствие повышенной ответственности, затратности времени и энергии. Быть педагогом-наставником поистине непросто. Необходимо брать на себя повышенную ответственность и не прекращать самосовершенствование: развивать сильные стороны личности и работать над слабыми. И среди нас уже присутствуют молодые профессионалы, амбассадоры своего дела, которые готовы делиться собственным опытом и поддерживать начинающих специалистов. Это те люди, которые обладают бескорыстным желанием развивать их компетенции, раскрывать потенциал.
Одним из таких людей является Дмитрий Меняйлов, совмещающий науку, спорт и искусство с деятельностью педагога-наставника - студент 3 курса Новосибирского химико-технологического колледжа имени Д. И. Менделеева и Томского Политехнического университета, трижды лауреат премии губернатора Новосибирской области.
Сложно не согласиться, что в современном мире у человека есть доступ к огромному количеству информации, он обладает возможностью познать неограниченное число сфер деятельности. Но в определённый момент обучающийся может заметить некоторую особенность: из-за изобилия, сложности и некомпетентности информации он ходит лишь по поверхности знаний в определённой области. И в конечном итоге полученные знания становятся поверхностными и лишёнными какой-либо структуры. Это становится настоящей проблемой.
- Дмитрий, а как вы справляетесь с проблемой сохранения глубины знаний и структуры в разных сферах?
- Периодическое погружение в тему, которая стала актуальной и имеет истекающий срок реализации. Поэтому у меня несколько тем на разных уровнях реализации, которые идут медленно или буксуют, но делают это параллельно до момента формирования приоритетов. А приоритет может меняться только после достижения определенных «отсечек»: КМС, диплом, грант и т.д.
Для объяснения этой концепции возьмём три темы, которые до сих пор меняются в приоритетах: спорт (тхэквондо ИТФ), наука (синтез функциональных материалов) и преподавание-наставничество (деятельность в колледже).
Фокус был на Науке до наступления момента «пробуксовки»: надо было ждать повышения необходимости импортозамещения. Поэтому фокус сменился на Спорт до момента ввода санкций (отобрался на чемпионат Европы в 2022). Поэтому снова сменился фокус, но на тему Преподавание-наставничество: провёл международное исследование и возникла пауза в реализации наработок. Затем снова смена фокуса, но на старую тему - Наука, так как сегодня в национальном приоритете - импортозамещение.
- Существует множество мнений по поводу разделения предметов на определённые области. Многие считают подобный подход верным, ведь обучающийся сможет сконцентрироваться на предметах, поистине важных и актуальных для него в период обучения. А кто-то считает, что успеха можно достичь лишь, изучая все дисциплины в совокупности. Насколько мне известно, в школьный период вы не углублялись сугубо в определённые предметы, а соблюдали баланс в их изучении. Также, говоря о мультипредметности, не могу не вспомнить о вашей причастности к сфере науки, спорта, а также искусства. Это весьма разные направления деятельности, тем не менее, вы нашли ту самую гармонию между ними в вашей жизни.
- В чём, по-вашему, преимущество данного подхода?
- Универсальность и быстрая адаптивность, а также море эмоций с широким сектором. Сегодня в стране тренд на решение комплексных задач, которые требуют определённый набор компетенций. Именно наставник помог мне увидеть этот тренд заранее, тем самым предоставил время на раскрутку. Отмечу, что этот тренд сформировался недавно. Поэтому современной молодёжи можно спокойно лет десять развиваться и работать в разных направлениях. А база для успеха — знание четырёх школьных предметов на уровне не ниже среднего: математика, химия, биология и физика. Современным языком — STEM-подход. Чтобы вытянуть такую программу, необходимо системно изучать науки (привет кибернетике). Разобравшись с одной, будет легче со второй.
Яркий пример: когда в девятом классе я не знал химию и биологию и выбрал их для сдачи ОГЭ, не зная, где именно это пригодится, но понимал, что это вопрос времени. Сдал на четвёрки, без нескольких баллов — на пятёрки. Этот подход мультипредметности позволил мне поступить в СУНЦ НГУ. Именно в мой год поступления изменили правила отбора: вместо двух предметов, нужно было сдать три. Люди, изучающие только химию и физику, столкнулись с трудностями. Вот вам подтверждение, что существует тренд на STEM (доверие к наставнику оправдается иногда спустя годы), а также подтверждение того, что нужно положиться на судьбу и выкладываться по максимуму.
- Дмитрий, за вашими плечами огромное количество проделанной работы, потраченного времени и сил. Но я не могу не затронуть такую тему, как талант. Я думаю, что многие не раз слышали устоявшееся выражение: «Талантливый человек - талантлив во всём». А как вам удалось раскрыть все эти таланты для достижения высоких результатов?
- Три основных тезиса про талант: талантлив каждый человек, в учебе и работе деньги и талант — два важнейших фактора успеха, работают эти два фактора в определённом соотношении (если большой талант, то достаточно немного денег на его развитие и применение и наоборот). Обобщением будет фраза известного философа: «Человек — есть распространённое во времени усилие. Когда вы станете этим самым Человеком, в чём вам поможет ваш наставник - деньги сами побегут за вами. Мне вот не получается убежать. Получается, что я трачу средства на обучение и своё развитие, зарабатывая из разных источников: сначала это маленькие ручейки, со временем превращающиеся в реку.
Очередной пример: в школе я учил всевозможные стихотворения, чтобы развить мозг. В студенчестве зашёл в театр им. Рыбалова под наставничеством режиссера В.А. Миндолина - моего преподаватели в СУНЦ НГУ. Понял, что просто читать текст недостаточно — пошёл на пение, восстановил навыки игры на аккордеоне. Держу в мыслях развить театральное направление в колледже. И всё это при активной и взаимовыгодной работе с наставниками.
- Действительно, роль наставника без преувеличения можно назвать одной из самых главных на пути к цели и в процессе обучения. Это доказывает путь Дмитрия к наставничеству через перенятие опыта у других людей. Но где та тонкая грань, которая поможет отличить переживание опыта твоего наставника или же собственный путь с корректировками и советами знающего человека. Как понять, в какой ситуации нужно прислушаться к себе, а в какой - к наставнику. Ведь все мы совершенно разные. И абсолютно нормально, если точка зрения, обучающегося и наставника на определённые вещи разнится. Так, когда же человеку проживать собственный опыт и учиться на своих ошибках, а когда перенимать опыт наставника? Поистине, важные вопросы, которые задают себе обучающиеся, которые работают с наставниками. Дмитрий, как вам удаётся держать баланс между мнением наставника и собственным?
- Существует удивительная схожесть во взглядах на политику, систему ценностей между моими наставниками. Ведь все они являются осознанными патриотами, что откликается и во мне. Отличие — в наборе компетенций. Наставник учит модели мышления. Самый сложный первый этап для всех — наставник делает больше девяносто процентов работы, ученик впитывает информацию и полностью доверяет наставнику. Со временем тот процент уменьшается, и ученик сам становится экспертом и/или наставником.
Минутка откровения о деятельности моих наставников по химическому проекту с 10 класса:
Первый этап «школьный проект» - консультация по выбору темы, партнёров, конкурсов, составлению структуры выступления при поддержке отца – С.С. Меняйлова, научных руководителей – Е.А. Чудинова и С.А. Резвова., которая помогла стать победителем «Больших вызовов».
Второй этап - недельная «Инженерная смена будущего» в РЦ «Альтаир», где одним из кейсов являлась химия. Провёл учебно-исследовательскую деятельность для двадцати четырёх школьников, получил консультацию по взаимодействию с партнёрами и научной составляющей (директор нашего колледжа – Е.В. Сартакова и научный руководитель Н.Ф. Уваров).
Третий этап - наставничество у Юниоров Росатома на конкурсе AtomSkills по химической технологии с наставником Е.В. Якуничкиной - менеджером программы «Юниоры Росатома».
Заметили пирамиду результатов? Это один из «инструментов» для успеха. Другой «инструмент» - разные наставники в разный период времени. Отмечу, что контакты сохраняются для следующего витка совместных проектов.
- Как мы уже успели понять, человек, у которого есть наставник движется к своей цели с более точной стратегией, имеет постоянную поддержку, большое количество ценных советов и наставлений. Это, безусловно, внушительные плюсы для обучающегося. Но теперь появился не менее важный вопрос. А какие же плюсы для вас, Дмитрий, быть наставником? Как наставничество окупает затраченные ресурсы: то есть время, ментальную отдачу, энергию?
- Чтобы быть наставником, необходимо самому работать в нескольких сферах, поэтому невозможно только наставлять и получать за это прямую материальную выгоду. Нематериальное со временем переходит в материальное. Наставничество — своего рода качественная реакция на социальную систему ценностей. А результат наставничества — рентген человеческой сущности. Проблема в его объективной оценке. На данный момент охват моей деятельности достигает около сотни школьников. Из плюсов: совместные результаты наших работ и исследований помогают мне в карьерном росте, формируется сеть «своих людей» в разных городах, обмен мыслями и идеями держит нас на гребне трендов. Наставлять людей я планирую всю жизнь, поскольку своими результатами обязан наставникам, которым доверился, будучи не разбирающимся во многих сферах деятельности.
Дмитрий Меняйлов, поделившийся личной историей становления от участника к наставнику, наглядно показал то, что среди нас уже есть наставники, отвечающие современным трендам. Благодаря своим опытным наставникам и личному упорству, Дмитрий смог достичь таких результатов. Он ведёт активную деятельность по систематизации проектов для развития гармоничного и амбициозного человека. Я уверена, что все его ученики получили закалку по реализации актуальных в наше время задач, многие продолжили развиваться по STEM-модели, а некоторые переняли опыт уже для своей будущей роли педагога-наставника.
И в заключение хотелось бы привести в пример знаменитую цитату учёного-химика, расположенную рядом с бюстом Дмитрия Ивановича Менделеева в Новосибирском химико-технологическом колледже им. Д. И. Менделеева: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
Елизавета Цырулик, молодёжный медиацентр «Акулы пера»
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?start=40#sigProGalleria2d19bae75e
Настроение – космос!
14.10.24Каким в глазах студента должен быть учитель в реалиях сегодняшнего дня? Многие назовут очевидные характеристики: современный, прогрессивный, готовый к инновациям. Это, разумеется, очень важные профессиональные качества. Но эти качества будут иметь куда большую ценность при условии, что педагог имеет свой богатый жизненный опыт и готов им делиться со студентами.
Уже пятый год в Новосибирском химико-технологическом колледже им. Д. И. Менделеева преподавателем ОБЖ работает полковник запаса Михаил Сергеевич Шустов. Это человек непростой судьбы, кадровый военный и боевой офицер. Выпускник Рязанского Высшего воздушно-десантного командного училища, первые шесть лет прослужил в Казахстанской ССР. С распадом Советского Союза продолжил службу в 67-ой отдельной бригаде специального назначения Сибирского военного округа, дислоцированной в Бердске. Участник первой Чеченской войны, возглавлял штаб батальона, работал оперативным офицером, выводил разведывательные группы в тыл противника и обеспечивал безопасность при движении колонн.
После обучения в Военной академии имени М.В. Фрунзе с 2003 по 2010 годы служил командиром Бердской бригады спецназа. Военнослужащие этого подразделения готовились для разведки и проведения специальных мероприятий на военных объектах в глубоком тылу противника, куда разведчики доставлялись в основном самолетами и десантировались. За время существования бригады около десяти тысяч военнослужащих были награждены государственными наградами, шестеро удостоены высокого звания Героя России.
С 2010 по 2011 годы Михаил Сергеевич Шустов возглавлял кафедру специальной разведки Новосибирского высшего военного командного училища, где передавал свой бесценный воинский опыт курсантам – будущим военным разведчикам. Был депутатом городского совета Бердска. В силу служебных обязанностей близко знаком с Александром Карелиным – трехкратным победителем Олимпийских игр по греко-римской борьбе, ныне членом Совета Федерации. А тот, в свою очередь, познакомил Шустова с легендой советского хоккея – Вячеславом Фетисовым.
Всех историй и интересных фактов из жизни Михаила Сергеевича не счесть, сегодня расскажу лишь об одном из эпизодов – отбору и подготовке космонавтов.
- Михаил Сергеевич, как получилось, что Вы – командир бригады военной разведки – принимали участие в подготовке космонавтов к полётам?
- В 2004 году нам в часть города Бердска пришло распоряжение оказать содействие в подготовке космонавтов. Тогда ещё действовал Центр подготовки космонавтов, и существовало разделение на гражданскую и военную структуры космоса. Под Москвой находилась, да и сейчас находится основная база, где они проходят погружение в воду, крутятся на центрифуге, сидят в барокамере. А на прыжки с парашютом их отправили в Бердск.
- То есть и летчики и гражданские кандидаты в космонавты должны были пройти парашютную подготовку?
- Да, прыжки с парашютом были обязательны для всех. Летчиков тоже заставляли прыгать с парашютом, хотя они этого не любят, говорят, что самое лучшее из самолета не выбрасывают (армейская шутка).
- Ну, летчикам нужно уметь прыгать, а вот космонавтам? В какой момент может понадобиться этот навык?
- Во время внештатной ситуации при приземлении. Например, в однокупольном спускаемом модуле, если не раскрылся основной парашют, можно сгореть в атмосфере вместе с аппаратом. А вот в многокупольной системе, когда один из парашютов не раскрылся, космонавт может взять парашют, открыть люк, выпрыгнуть из аварийного модуля и спастись.
- А почему именно к вам в часть решили отправлять космонавтов, она же далеко от Москвы?
- Мне это тоже было интересно, я задавал этот вопрос. Тут всё просто: рассматривали разные места и выбрали наш Бердск, потому что летом солнечных дней тут больше, чем в Центральной России. Так, с 2004 по 2008 год каждое лето приезжали, и с июля до середины августа совершали прыжки.
- Расскажите подробнее, как осуществлялись сами прыжки?
- Перед космонавтами стояла задача не просто прыгнуть, а с выполнением определённых требований. В начале тренировок их первым делом разделяли на две подгруппы: на военных лётчиков и гражданских –это учёные, техники, инженеры. Задачи были следующие: просто прыжок на стандартной высоте 800 метров, следом поднятие на четыре километра, прыжок и выполнение комплекса действий. Все эти действия тренируемый делает, пока летит в свободном падении около трёх километров, а это занимает около одной минуты. С земли по рации ему даются команды, они могут быть разные, в том числе математические задачи. Таким образом, осуществлялся отбор из тех, кто тренируется. Это своего рода проверка на реакцию, у кого в стрессовой ситуации работает холодный рассудок. Отбор жесточайший – только один кандидат из пяти попадал в группу, остальные оставались в запасе.
- А как определяли момент раскрытия парашюта? Ведь задач много: прыгни, комплекс сделай, пример реши, а как за высотой следить?
- Когда выходишь из самолёта, на запасном парашюте или на руке есть высотомер или секундомер. Как только вышел, сразу его включил и ориентируешься, сколько времени находишься в воздухе или по показаниям высотомера. Как только минута прошла, или 800 метров до земли осталось, раскрываешь парашют. Также для страховки есть прибор, который на высоте 600-700 метров в обязательном порядке срабатывает автоматически.
- А Вы сами прыгали или проходили подобную подготовку? С какой высоты?
- Прыгал. Нормально. На четыре километра не залазил, обычно 800 метров прыгали. Были и с малой высоты – от ста метров.
- А с вами случались опасные ситуации?
- Да, было и такое. Как-то заходил на прыжок, но парашют уложили неправильно, перекрутили стропы. На высоте от ста метров прыгают с веревкой, от нее он и раскрывается автоматически. При раскрытии парашюта, он не расправился полностью зонтиком, а наполовину мешком. Я знал, как действовать в подобной ситуации, высота низкая, поэтому времени испугаться не было. Стал энергично рвать стропы в стороны. Парашют раскрылся, но так как стропы были закручены по спирали, то меня закрутило винтом при падении. Вошел в сугроб, который смягчил силу удара. Если бы не снег, то сейчас бы с вами и не разговаривал.
-Вы общались с кандидатами в космонавты?
- Общаться с ними не приходилось. График подготовки был очень плотным, каждая минута расписана. Они находились под постоянным наблюдением врачей, психологов, тренеров. Это очень тяжёлый труд. Личного времени на общение не оставалось.
- Но с кем-то из представителей руководства Вы контактировали?
- По долгу службы чаще всего приходилось общаться с руководителем Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенантом Василием Васильевичем Циблиевым. Очень рад, что судьба свела с таким человеком. Несмотря на занятость, даже удалось с ним отдохнуть на природе. Замечательный человек, отличный рассказчик, простой в общении, сам жарил шашлыки. Василий Васильевич – личность легендарная, в 1990-е годы он совершил два полёта в космос на корабле «Союз ТМ-16». Он шесть раз выходил в открытый космос. Второй полёт с американским астронавтом Джерри Линенджером оказался богат на внештатные ситуации.
Тогда ещё на околоземной орбите действовал орбитальный научно-исследовательском комплекс «Мир». Во время стыковки в автоматическом режиме «Союз» закрутило вокруг поперечной оси, корабль «проскочил» станцию «Мир». Циблиев взял управление корабля в свои руки и в ручном режиме успешно произвёл стыковку.
Уже на станции загорелась система регенерации кислорода, возник пожар. Тушили в условиях невесомости с помощью пены, работали в противогазах. А потом случилось самопроизвольное отключение системы терморегулирования в отсеках. Резко поднялась температура, повысилась влажность. В следующий раз произошла разгерметизация станции из-за пробоины в корпусе, воздух стал улетучиваться. Космонавты искали утечку, заделывали трещину. А когда прилетела вторая смена, то объема кислорода стало не хватать. Стоял вопрос о срочной эвакуации экипажа и потери станции «Мир», но экипаж справился, станция была спасена, все вернулись на землю живыми. За этот полёт Василия Васильевича наградили золотой звездой Героя Российской Федерации.
-Как в таких ситуациях вообще можно действовать, паника и человеческий фактор могут же помешать?
- Да, для обычного человека это тяжело и физически, и морально. Но космонавтов тренируют, готовят к этому. Именно оставаться со здравым и холодным рассудком в тяжёлых ситуациях. Это и есть одна из первостепенных задач в подготовке. Кстати, разбор внештатных ситуаций, которые случились с Циблиевым во втором полёте, были включены в тренировки.
- Существуют ли какие-нибудь традиции или приметы у космонавтов?
- На самом деле традиций много. Точно знаю, что перед полётом обязательно смотрят фильм «Белое солнце пустыни» для поднятия настроения или боевого духа.
- Как Вы считаете, у Вас, как представителя спецназа ГРУ есть что-то общее с космонавтами?
- Конечно. Это готовность самостоятельно принимать решения и на свой страх и риск действовать в чрезвычайных ситуациях. Отправляясь в полёт, космонавты остаются одни на околоземной орбите. И в случае ЧП они могут обратиться за советами в ЦУП, но в конечном итоге придётся решать проблему самим, от этого зависит их жизнь. Спецназ ГРУ действует в тылу врага, полностью оторван от своих. В случае внезапного обнаружения группы противником скорой помощи ждать не приходится. Ну разве что можно вызвать огонь на себя. Так что спецназовец и космонавт по психологическому складу характера очень близки, хоть и работают в совершенно разных сферах.
На мероприятии, посвящённом Дню космонавтики, Михаил Сергеевич Шустов раскрылся с неожиданной стороны. Его захватывающий рассказ о жизни космонавтов помог студентам ощутить, что космос стал намного ближе, чем казалось раньше.
Маргарита Раевская,
молодёжный медиацентр «Акулы пера»
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?start=40#sigProGalleriaac256ae17a
«Мне крайне важно хоть чем-то помочь ребятам, пусть даже самым малым…»
14.10.24Волонтёрство – одна из важнейших ветвей помощи и поддержки во время тяжёлых ситуаций в стране и мире. Волонтёры – это люди, которым не безразлично то, что происходит вокруг. Они готовы безвозмездно помогать не только своим родным и друзьям, но и любому нуждающемуся. Помощь может оказываться по-разному: кто-то жертвует деньги, кто-то мастерит своими руками, иной помогает своим участием или просто распространяет информацию среди знакомых и незнакомых людей, призывая к благотворительности.
Волонтёром считается каждый, кто внёс какой-либо вклад, помог самым незначительным, на первый взгляд, образом. Для нуждающегося эта малая толика внимания и поддержки может оказаться лучиком надежды или даже спасительным мостиком, способным вывести из тёмного тоннеля к свету. Не стоит забывать, что волонтёр – он не один, это огромная команда, разбросанная по всему земному шару. И даже если все волонтёры сделают самое малое, что только можно сделать, в сумме это окажется огромной помощью для людей, находящихся в непростых ситуациях. Волонтёры повсюду, они вносят огромный вклад в развитие и процветание Отечества.
Сейчас страна переживает сложное время. Специальная военная операция оказала значительное влияние на россиян. Сотни тысяч наших сограждан находятся на передовой. Государство снабжает солдат всем необходимым, но возникают ситуации, когда, по различным причинам, бойцам нужна поддержка извне. И тогда на помощь приходят волонтёры. Они объединяются для общей цели и делают просто невозможное. Российская армия получает неимоверную поддержку со стороны неравнодушных граждан. В такие моменты начинаешь понимать всю силу и душевную красоту русского народа. В самые тяжёлые времена люди сплачиваются и совместными усилиями делают то, что велит им долг, совесть…
Заняться волонтёрством и помогать нашим бойцам меня вдохновила преподаватель химии Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева Наталья Юрьевна Кореневская. Она поддерживает тех, кто на передовой, с самого начала специальной военной операции. Было как-то неловко спрашивать Наталью Юрьевну, как она пришла к этому, поскольку многие в колледже знают, что её родной брат Андрей добровольцем ушёл на фронт, погиб в бою под с. Николаевка Херсонской области 19 июня 2022 года. Указом президента РФ от 12 июля 2022 г. награждён Орденом Мужества (посмертно).
«Специальная военная операция по всей моей жизни прошлась знатно, - вздыхает Наталья Юрьевна. – То, что брат пошёл добровольцем и то, чем я занята сегодня – закономерно. Мы с Андреем росли в патриотичной семье. С самого детства родители взращивали в нас любовь к Родине, знание её истории. Наши деды воевали на фронтах Великой Отечественной войны, имеют награды (два Ордена Красной звезды у одного и медаль «За взятие Берлина» у другого). Андрея теперь с нами нет, но там есть люди, которые мне не безразличны, которым я пытаюсь помочь, помочь, чем могу и как могу».
По признанию Натальи Юрьевны, первые самостоятельные попытки отправлять помощь бойцам давались непросто. Тогда она стала искать способы коллективной поддержки. Поиски привели в «Общероссийский народный фронт», после общения с сотрудниками преподаватель приняла решение стать его членом.
«В «Народном фронте» состоят известные люди – политики, эстрадные звезды, народные артисты, спортсмены. Они открывают сборы на своё имя и своим авторитетом гарантируют, что собранные средства будут доставлены бойцам, - поясняет Наталья Юрьевна. - Они сами выезжают в точки военных действий и доставляют гуманитарную помощь на Донбасс».
Открывали сборы певец Денис Майданов, актёр Иван Охлобыстин, самый молодой гроссмейстер в мире Сергей Корягин, военкоры Александр Коц, Ирина Куксенкова, рок-певица Юлия Чичерина и многие другие. Они публикуют реквизиты, люди перечисляют, кто сколько может. Закупается необходимая техника и амуниция: квадрокоптеры, тепловизоры, прицелы, бронежилеты, каски, медикаменты. «Общероссийский народный фронт» обеспечивает армию дополнительной дорогостоящей техникой и амуницией.
«Позже я случайно через соседку по лестничной площадке вышла на группу волонтёров, проживающих в Белгородской области, которая помогает бойцам на Белгородском направлении. Казалось бы, где Белгород, а где Новосибирск?! Но вот так получилось. Группа называется «ZоV31». Название народного движения «ZоV» включает отличительные символы нашей военной техники: Z – западный военный округ, V – восточный военный округ, а цифра 31 – номер региона. Группы «ZоV» помогают друг другу, они между собой взаимодействуют».
Через «ZоV31» Наталья Юрьевна вышла на «ZоV54». Это жители Новосибирска и Новосибирской области, которым не безразлична сегодняшняя ситуация. Они собирают посылки с одеждой, продуктами, медикаментами, средствами первой необходимости и складируют их по определённым адресам. Также отправляют денежные средства, на которые делаются закупки для солдат.
После того, как собран определённый объём помощи, её увозят адресно в подразделения. Всеми организационными вопросами в ZоVах занимаются администраторы. Они связываются с командованием подразделений, следят за доставкой помощи, делают отчёт о проделанной работе (снимается видео, в котором показывается, что посылка дошла до получателя).
«Я могу сказать, что я волонтёр, потому что для меня волонтеры – это те, кто каждый день тратит огромные силы на то, чтобы помочь! Ежедневно мы отдаём себя для того, чтобы сделать что-то полезное: отгрузить очередную партию гуманитарной помощи, передать ребятам часть тепла из дома. Моё направление – изготовление окопных свечей, нами создана группа, в которой я администратор. Мы дарим тепло! Мы – Хранители Тепла!».
Наталья Юрьевна отмечает, что практически все вещи, которые мы используем в обычной жизни, способны сильно помочь солдатам. У них такие же простые бытовые потребности, как и у нас: поесть, поспать, не замёрзнуть. Потребности можно разделить на всесезонные и сезонные. Всесезонные – это еда, медикаменты, средства гигиены, нижнее бельё и т.д. Сезонные – это тёплые вещи, которые необходимы в осеннюю или зимнюю пору (термобельё, зимняя обувь, водонепроницаемые сапоги, плащ, перчатки).
В полевых условиях, особенно в режиме боевых действий, многие бытовые мелочи приобретают критически важное значение. Например, обычная пачка влажных салфеток – это возможность помыться. За «лентой» (нейтральной полосой), когда нет возможности принять душ или сходить в баню, солдат может просто протереть тело влажными салфетками и почувствовать себя легче. Это не требует много сил и времени.
Ещё пример – коробок спичек. Есть у каждого в доме, стоит совсем немного. Для солдата он может стать спасением. Это возможность развести костёр, на котором можно просушить вещи. Это разогретая еда, а не холодные консервы. Вроде бы простые, незамысловатые, недорогие вещи, каждый из нас может себе это позволить, но насколько значимыми они могут оказаться для солдат, которые сейчас, именно в эти минуты находятся где-то в окопе и хотят просто согреться и помыться!
«Я поняла, что мне важно, чтобы солдат был здоровым. Здоровый солдат – это, грубо говоря, боеспособная единица. Я приняла для себя решение, что буду помогать, в том числе и сбором бытовых вещей. Я всегда говорю, что мы родом из Советского Союза. Мы такой народ, который никогда ничего не выбрасывает. У кого-то, может быть, лежит дома забытая Богом палатка – когда-то по молодости занимался туризмом. Несите! У кого-то лежит свитер, он ношеный, но еще в хорошем состоянии. Дома никто его носить уже не будет, но там этот свитер кому-то сбережёт жизнь, не даст замёрзнуть. У кого-то лежит ненужный пуховичок. Он вышел из моды и болтается без дела, но и выбросить рука не поднимается. Но этот пуховичок - спасённые почки! Его без сожаления можно бросить на пол, на землю и лечь на него сверху. Да, он прослужит всего одну ночь, его не жалко. И это уже не отмороженная поясница!».
Наталья Юрьевна убеждена, что сегодня каждая российская семья, независимо от того, есть ли кто-то из родных на фронте или нет, должны объединиться и делать всё ради общего дела. Все должны встать на путь взаимоподдержки. Это, возможно, даже больше нужно тем, у кого никто из родных не был призван или мобилизован. Если сегодня всем миром оказать максимальную помощь участникам СВО, то есть надежда, что больше никому не придёт повестка, а писем с трагическим известием станет меньше.
Совмещая работу с волонтёрством, наш преподаватель делает это не в одиночку, а подключает студентов и коллег. Так коллектив колледжа ещё больше сплачивается и становится сильнее. Общими силами набирается большое количество гуманитарной помощи, которая отправляется российской армии.
Мы должны задумываться не только о собственном благополучии, но и благополучии всей страны. Сейчас как никогда страна нуждается в сильном и сплоченном народе, чтобы преодолеть все преграды и невзгоды, иметь шанс на светлое будущее.
Анастасия Мерзлова,
клуб журналистского мастерства «Акулы пера»
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?start=40#sigProGalleria979868951f
Новосибирский химико-технологический колледж поздравили с 95-летним юбилеем на Менделеевском съезде!
11.10.24С 7 по 12 октября 2024 года на федеральной территории «Сириус» проходит XXII Менделеевский съезд по общей и прикладной химии – крупнейший форум в области химической науки и промышленности России. В нем участвуют 4 тысячи человек, в том числе зарубежные гости из 39 стран. На мероприятии представители профессионального сообщества обсуждают разные аспекты химической науки и образования.
Особенностью XXII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии стало обсуждение роли химии в достижении технологического лидерства России. В приветственном слове к участникам заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Денис Секиринский отметил, что химическая наука и промышленность в России – это основа устойчивого развития всего промышленного сектора: «Химики всегда стоят во главе при решении ключевых вопросов развития технологий и промышленности и не только чисто химических. Это агроиндустрия, медицина, энергетика, авто и авиастроение, космос и многое другое».
В работе форума принимают участие представители Сибирского отделения Российской академии наук: председатель СО РАН В.Н. Пармон, председатель Новосибирского отделения Российского химического общества им. Д.И. Менделеева В.П. Федин, директор института катализа им. Г.К. Борескова, руководитель проекта «СКИФ» В.И. Бухтияров, директор института органической химии им. Н.Н. Ворожцова Е.Г. Багрянская, академик РАН Н.З. Ляхов.
На пленуме Российского химического общества, состоявшегося в рамках съезда, председатель РХО А.Ю. Цивадзе поздравил директора Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева Е.В. Сартакову с 95-летием колледжа и вручил почетную грамоту за значительный вклад в развитие химической науки и образования. Совместно с институтами химического профиля СО РАН, Биотехнопарком Новосибирской области и ведущими предприятиями отрасли Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева входит в отраслевой совет в сфере химических технологий региона.
«Тесное сотрудничество и личный вклад ведущих деятелей науки являются важнейшими ценностями для нас. Я счастлива в присутствии огромного количества профессионалов благодарить за наставничество и профессиональное сопровождение людей, на плечах которых сегодня многие направления химической науки и прорывные проекты. Вот эти люди – ученые, учителя, преданные своему делу профессионалы, легенды современности. Главное – наш труд ценят, наших выпускников всегда ждут и готовы сопровождать в профессиональном пути» – сказала Елена Владимировна в ответном слове.
Для справки:
XXII Менделеевский съезд по общей и прикладной химии проходит с 7 по 12 октября 2024 года на федеральной территории «Сириус» в рамках Десятилетия науки и технологий. Мероприятие посвящено 190-летию Дмитрия Менделеева и 300-летию основания Российской академии наук. Организаторами съезда выступают Минобрнауки России, Российская академия наук, Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева, федеральная территория «Сириус», Научно-технологический университет «Сириус».
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?start=40#sigProGalleriad88ee5ec28
Менделеевцы за достойный труд!
08.10.247 октября 2024 года активисты Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева исполнили Гимн колледжа на Всероссийской акции профсоюзов "За достойный труд!", которая прошла в Первомайском сквере города Новосибирска.
На мероприятии было организовано 15 интерактивных площадок, представляющих различные отрасли народного хозяйства области и деятельность профсоюзных организаций. На открытии мероприятия присутствовали представители областной и городской властей, а также патриотических организаций.
На протяжении всего мероприятия со сцены звучали слова поддержки в адрес тех, кто честно трудится на благо Родины, произносились главные требования профсоюзов о достойной и справедливой оплате труда. Состоялось чествование трудовых династий и многодетных семей, также звучали выступления студенческих агитбригад, которые с гордостью представляли свои будущие профессии.
Мероприятие завершилось концертной программой, в которой участвовали как профессиональные артисты, так и те, для кого творчество стало радостным и успешным дополнением к основной трудовой деятельности.
Image Gallery
https://nhtk-edu.ru/ru/home/newsandevents?start=40#sigProGalleria14f415f3cf
Все самые яркие события Международной выставки-форума «Россия» и выступления выдающихся людей нашей страны вы увидите именно здесь!
Можно будет круглосуточно в любое для вас удобное время послушать лекции, освоить новые навыки, окунуться в мир постоянного саморазвития!
Ещё больше знаний ждёт вас на Знание.ТВ! Подключайтесь!
Что нового?
- 04.12.24 В Правительстве региона наградили участников Фестиваля науки
- 04.12.24 «Билет в будущее» предоставил школьникам возможность познакомиться с профессиями лаборанта, программиста и менеджера по качеству
- 02.12.24 Мама - первое слово…
- 02.12.24 «Акулы пера» приобрели новый опыт на молодёжном медиафоруме
- 29.11.24 Каждый менделеевец должен чтить историю родного колледжа!
Ресурсы
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Министерство образования Новосибирской области
- Российской образование. Федеральный портал
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Открытый бюджет Новосибирской области
- Федеральный институт развития образования
- Российский союз химиков
- Портал службы занятости Новосибирской области
- Центр развития профессиональной карьеры
- Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области
- Что нужно знать о коррупции?
- Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
- Бесплатная электронная библиотека "Единое окно к образовательным ресурсам"
- Проект «КЛАССный учёный»