Лидия Бармина: «Человечеству нужно выйти на новый уровень развития»

19.01.21

Лидия Бармина: «Человечеству нужно выйти на новый уровень развития»

18 января Министерство образования Калужской области опубликовало интервью со студенткой Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева, победителем VIII Национального чемпионата Worldskills-2020 в компетенции «Геномная инженерия» Лидией Барминой. Обсуждались вопросы уникальности геномной инженерии и развития технологий в естественных науках.

Интервью опубликовано на странице Минобразования Калужской области. Предлагаем вашему вниманию текст беседы.

Что должен делать геномный инженер, на каких предприятиях он необходим?
Генный инженер занимается в основном научными и научно-практическими разработками: заменяет участки ДНК, анализирует жизнеспособность новых организмов с нужными качествами, работает над их внедрением в производство. Специалисты в области генной инженерии работают в НИИ и лабораториях, в том числе в лабораториях иностранных компаний.

Какие задания вы выполняли на чемпионате?
На чемпионате перед нами стояли три задачи. Во-первых, биоинформатика. Составление рестрикционной карты заданной рекомбинантной плазмиды и программы амплификации, подбор соответствующих праймеров, а также прогнозирование результата. Во-вторых, проведение анализа колоний E.Coli, содержащими плазмиду pQE-30-FP со встроенным геном флуоресцентного белка, методом полимеразной цепной реакции с детекцией по конечной точке (Анализ продуктов ПЦР проводился методом гель-электрофореза). В-третьих, проведение рестрикционного анализа выделенной плазмидной ДНК.

Геномная инженерия - это будущее или уже настоящее?
Геномная инженерия – это настоящее с перспективным будущим. Сейчас геномная инженерия находится в начале своего развития как метода молекулярной биологии. Но мы уже имеем множество генетически модифицированных организмов, которые используются каждый день и помогают людям жить. Например, генномодифицированные бактерии используют для производства человеческого инсулина. В отличие от традиционной селекции, в ходе которой генотип подвергается изменениям лишь косвенно, генная инженерия позволяет непосредственно вмешиваться в генетический аппарат. Благодаря этому, большинство наследственных заболеваний станут излечимыми уже на уровне эмбрионального развития. Генетическое лекарство от ВИЧ, редактирование онко- и кардиогенов (рак, кардиозаболевания) – всё это будущее генной инженерии. Этот метод позволит человечеству выйти на следующий уровень развития, и сейчас мы работаем над этим, мы работаем на наше будущее.

Как вы оцениваете качество преподавания химии и биологии в школе?
Школьное образование в области естественных наук нацелено на косвенное ознакомление с «законами жизни» и успешную сдачу экзаменов. Большинство школьников не имеет представления о деятельности химической или микробиологической лаборатории. Я думаю, дело тут не в КАЧЕСТВЕ преподавания, а программе обучения и поставленных задачах. Знания, полученные в школе, это маленькая крупица того, что нужно понимать на базовом уровне. Многие сталкиваются с трудностями в обучении после школы. Это значительно тормозит процесс подготовки специалистов в области химии и биологии. Значительная часть школьников привыкает к бездумной «зубрежке», и, когда дело доходит до практики, где нужно быстро ориентироваться в своих знаниях, на место былой уверенности в своих познаниях приходит ступор и полное непонимание, что вообще происходит. Преподают качественно, но без расчёта на практическое использование информации в дальнейшем.

Правда ли, что с помощью геномной инженерии можно вывести сорта культур, устойчивых от вредительства насекомых?
Да, для этого в растения встраивается генетический материал почвенной бактерии. Активное вещество, вырабатываемое генетически модифицированным растением, оказывает такое же действие, как и вносимые на большие площади средства защиты растений.

Может ли это применяться к человеку?
Да, генная инженерия постепенно внедряется в развитие медицины. Например, один из новейших методов генной терапии основан на переносе генетического материала с помощью вирусных или фаговых векторов (переносчиков) в кровь или ткани пациента. В настоящее время также активно изучается лечение наследственных заболеваний на уровне эмбрионального развития.

Знакомы ли вы с тем, что в СССР в 1930-е годы генетика как наука осуждалась. Как вы думаете, с чем это могло быть связано?
Созданная кампания при поддержке властей против генетики активно распространяла информацию о «лженауке» и «врагах народа». Отторжение генетики в те годы было свойственно не только практикам сельского хозяйства, но и многим серьезным ученым-биологам. Они внушили себе мысль о том, что обмен веществ в клетке — это самоупорядоченный закономерный процесс, который не нуждается ни в каких структурных программирующих элементах в виде генов. Я думаю, коллективный разум начал осуждать генетику, потому что она не соответствовала его представлениям об устройстве живых организмов. Один из главных романов о советской науке – «Белые одежды» Владимира Дудинцева, опубликованный в 1988 году в «Роман-газете».

Какое оборудование необходимо для вашей компетенции?
Термостат, центрифуга, вортекс, амплификатор, автоматические дозаторы, камера для агарозного гель-электрофореза, трансиллюминатор, система гель-документации и различные расходные материалы, такие как пробирки, наконечники и так далее.

Также на эту тему вы можете посмотреть видеосюжет «Генная инженерия или Как объяснить маме, почему ты не ешь брокколи?», подготовленный в рамках Всероссийского фестиваля «Наука 0+» Лидией Барминой, Анастасией Лариной и Екатериной Масол.